- Новости :: КультураВыпуск № 15 (931) от 09.04.2025
- Под знаком музыки Гавриила Вдовина
В Саранске открылся Фестиваль музыки композиторов Мордовии
Мечтаю сочинить музыку, которая осталась бы в памяти людей на долгие годы. К этому все стремятся, а достигают ли? Не знаю. Пока что не знаю», – так ещё при жизни говорил Гавриил Григорьевич Вдовин. 30 марта исполнилось 85 лет со дня рождения первого профессионального композитора Мордовии. В память этого события стартовал Открытый фестиваль музыки композиторов Мордовии. В Саранском музыкальном училище имени Л.П. Кирюкова звучали хоровые произведения, песни, написанные Гавриилом Вдовиным, арии из его симфонии «Шесть часов вечера после войны», презентовали сборник хоровых произведений Вдовина.О Гаврииле Григорьевиче Вдовине можно говорить только в превосходной степениПервый профессиональный композитор Мордовии, организатор и первый председатель правления Союза композиторов республики. Окончил Саранское музыкальное училище имени Л.П. Кирюкова и более 25 лет преподавал в нём музыкально-теоретические дисциплины. С 2002 года работал уже на кафедре народной музыки Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарёва. Вдовин сочинил произведения практически во всех жанрах академической музыки: пять симфоний, оперы, в том числе «В шесть часов вечера после войны», балет, произведения для оркестра русских народных инструментов, сонаты, песни, частушки.Директор Саранского музыкального училища имени Л.П. Кирюкова Оксана Симкина отмечает, что в училище собран практически весь нотный архив Вдовина, в том числе пяти его симфоний, которые даже при жизни композитора исполнялись очень редко, и что потомкам ещё предстоит в полной мере изучить творчество Гавриила Григорьевича, философию его музыки. С 2014 года музыкальное училище Саранска возобновило издательскую деятельность: выпускает ноты, книги, буклеты, сборники по материалам конференций. Летом 2024 года совместно с музыковедом Ниной Ситниковой, с её подачи, авторства, музучилище выпустило нотный сборник хоровых произведений Вдовина «Дева белого плёса». За десятилетний период сборник стал 36-м изданием в музыкальном училище. Очевидно, что публикации нотного наследия дают шанс произведениям оставаться в активе музыкантов. Заслуженный деятель искусств Мордовии Нина Ситникова вспоминает: «Композитор не уставал повторять, что для музыкального искусства необходима триада: композитор, исполнитель, слушатель. На концерте мы встретились с прекрасным композитором, замечательными исполнителями и проникновенными, чуткими слушателями».Нина Ситникова, автор-составитель электронной энциклопедии «Мордовия музыкальная», не один десяток лет работала с Гавриилом Вдовиным, слушала и слушает его произведения, изучает, восхищается его творчеством и, кажется, лучше всех понимает необыкновенность, своеобразие, глубину сочинений, особенность мышления и масштаб личности первого профессионального композитора Мордовии. «Это проявляется и в выборе сюжетов для творчества, и в его поступках, и в делах, – рассказывает Нина Михайловна о своём соратнике, – сюжеты очень разные по истории. Например, о героине Алёне Арзамасской. Там история нашей родины, мордвы. Или сегодняшние дни, совсем близкие, в хоровом концерте «Баллада о ефрейторе и Деве белого плеса». Это 40-е грозовые в опере «В шесть часов вечера после войны». И главное в этих произведениях не события, не история. А человек, личность, которая эту историю делает, и не просто делает, но и понимает ответственность перед Родиной, перед народом, перед будущим. И человек этот – герой, который может отдать жизнь за свои убеждения». Обращается в своих сочинениях Гавриил Григорьевич и к творчеству скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи. И в первых юношеских пьесах «Фортепианные сочинения на скульптуры Эрьзи», и в одном из последних произведений – сонате для скрипки и фортепиано «Под знаком Эрьзи», композитор стремится проникнуть в мысли создателя, чаяния великого мастера Эрьзи. И в итоге понять, что мысли гениев созвучны в чувствах, сомнениях, в ответственности перед Родиной.А что подтолкнуло Гавриила Григорьевича к сочинительской деятельности?Родился в творческой семье: его отец Григорий Вдовин был артистом, дома разыгрывали спектакли и музыкальные, и драматические. Мальчиком будущий композитор неизменно в них участвовал. Писал стихи для своих произведений и даже когда сочинял романсы, выбирал для них стихотворения великих поэтов – Пушкина, Лермонтова. Настолько чувствовал слово и дорожил им. А кроме того, занимался в кружке у композитора Георгия Сураева-Королёва. Играл практически на всех музыкальных инструментах, покупал их, коллекционировал – это было особенным удовольствием. Много аккомпанировал исполнителям на баяне.Но не каждому музыканту даровано судьбой стать творцом. Пожалуй, на профессиональный путь сочинительства Вдовина направил Дмитрий Шостакович, когда к нему приехал в Москву. Знаменитый композитор, автор «Ленинградской» симфонии понял талант студента из региона, но, в первую очередь, посоветовал научиться играть на фортепиано. И Гавриил Вдовин, поступив на подготовительное отделение для композиторов в Горьковскую консерваторию имени Глинки, за год освоил фортепиано, и уже как профессиональный пианист исполнял свои фортепианные произведения. И в этом поступке Вдовина, уверена Нина Ситникова, также раскрывается масштабность его характера, величие таланта. В вере в свои силы, в миссию и в понимании, что именно он должен служить предназначению всей жизни, а если потребуется, то и отдать жизнь, как многие герои его произведений.Гавриил Григорьевич ещё при жизни делился, что с удовольствием сменил бы преподавательскую работу, и только бы и делал, что сочинял за рабочим столом. «Но приходится работать, – замечал Вдовин в одном интервью. И продолжал много трудиться, ценил время сочинительства. – Тут есть такая зависимость – чем дольше работаешь, больше и труднее над сочинением, тем больше оно удаётся. Наверное, потому что там всё больше продумано, вычищено, сказано».Фестиваль музыки композиторовМордовии прошёл в 8-й раз Его цель – популяризировать академическое творчество сочинителей республики, чтобы музыка звучала на различных площадках, чтобы её изучали, знали в разных регионах страны. Следующие концерты в рамках фестиваля состоятся уже в мае. 19-го пройдёт большой концерт произведений современных авторов нашей республики. А 20-го музыканты исполнят сочинения Андрея Пивкина. Заслуженный деятель искусств Мордовии ушёл из жизни год назад, и этот концерт также посвящён его памяти. Председатель композиторов республики, народная артистка Мордовии Нина Кошелева на открытии фестиваля в обращении к слушателям и участникам проекта подчеркнула: «Среди большого количества культурных мероприятий в нашей республике этот фестиваль занимает особое место. Важно, чтобы в Мордовии звучала музыка национальных профессиональных композиторов. Фестиваль предоставляет уникальную возможность для обмена опытом, идеями и вдохновением, что в конечном итоге обогащает музыкальную культуру Мордовии».В первый день фестиваля выступили Смешанный хор и квартет гитаристов «Золотые струны» Саранского музыкального училища, артисты Государственного театра оперы и балета имени И. М. Яушева и Мордовской филармонии. Концерт памяти Гавриила Вдовина к 85-летию со дня его рождения войдёт в историю культуры региона как событие, которое требует продолжения. Когда звучит музыка композиторов Мордовии.Версия для печати