Под знаком музыки Гавриила Вдовина

В Саранске открылся Фестиваль музыки композиторов Мордовии

 
Мечтаю сочинить музыку, которая осталась бы в памяти людей на долгие годы. К этому все стремятся, а достигают ли? Не знаю. Пока что не знаю», – так ещё при жизни говорил Гавриил Григорьевич Вдовин. 30 марта исполнилось 85 лет со дня рождения первого профессионального композитора Мордовии. В память этого события стартовал Открытый фестиваль музыки композиторов Мордовии. В Саранском музыкальном училище имени Л.П. Кирюкова звучали хоровые произведения, песни, написанные Гавриилом Вдовиным, арии из его симфонии «Шесть часов вечера после войны», презентовали сборник хоровых произведений Вдовина. 
 
О Гаврииле Григорьевиче Вдовине можно говорить только в превосходной степени
Первый профессиональный композитор Мордовии, организатор и первый председатель правления Союза композиторов республики. Окончил Саранское музыкальное училище имени Л.П. Кирюкова и более 25 лет преподавал в нём музыкально-теоретические дисциплины. С 2002 года работал уже на кафедре народной музыки Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарёва. Вдовин сочинил произведения практически во всех жанрах академической музыки: пять симфоний, оперы, в том числе «В шесть часов вечера после войны», балет, произведения для оркестра русских народных инструментов, сонаты, песни, частушки. 
Директор Саранского музыкального училища имени Л.П. Кирюкова Оксана Симкина отмечает, что в училище собран практически весь нотный архив Вдовина, в том числе пяти его симфоний, которые даже при жизни композитора исполнялись очень редко, и что потомкам ещё предстоит в полной мере изучить творчество Гавриила Григорьевича, философию его музыки. С 2014 года музыкальное училище Саранска возобновило издательскую деятельность: выпускает ноты, книги, буклеты, сборники по материалам конференций. Летом 2024 года совместно с музыковедом Ниной Ситниковой, с её подачи, авторства, музучилище выпустило нотный сборник хоровых произведений Вдовина «Дева белого плёса». За десятилетний период сборник стал 36-м изданием в музыкальном училище. Очевидно, что публикации нотного наследия дают шанс произведениям оставаться в активе музыкантов. Заслуженный деятель искусств Мордовии Нина Ситникова вспоминает: «Композитор не уставал повторять, что для музыкального искусства необходима триада: композитор, исполнитель, слушатель. На концерте мы встретились с прекрасным композитором, замечательными исполнителями и проникновенными, чуткими слушателями». 
Нина Ситникова, автор-составитель электронной энциклопедии «Мордовия музыкальная», не один десяток лет работала с Гавриилом Вдовиным, слушала и слушает его произведения, изучает, восхищается его творчеством и, кажется, лучше всех понимает необыкновенность, своеобразие, глубину сочинений, особенность мышления и масштаб личности первого профессионального композитора Мордовии. «Это проявляется и в выборе сюжетов для творчества, и в его поступках, и в делах, – рассказывает Нина Михайловна о своём соратнике, – сюжеты очень разные по истории. Например, о героине Алёне Арзамасской. Там история нашей родины, мордвы. Или сегодняшние дни, совсем близкие, в хоровом концерте «Баллада о ефрейторе и Деве белого плеса». Это 40-е грозовые в опере «В шесть часов вечера после войны». И главное в этих произведениях не события, не история. А человек, личность, которая эту историю делает, и не просто делает, но и понимает ответственность перед Родиной, перед народом, перед будущим. И человек этот – герой, который может отдать жизнь за свои убеждения». Обращается в своих сочинениях Гавриил Григорьевич и к творчеству скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи. И в первых юношеских пьесах «Фортепианные сочинения на скульптуры Эрьзи», и в одном из последних произведений – сонате для скрипки и фортепиано «Под знаком Эрьзи», композитор стремится проникнуть в мысли создателя, чаяния великого мастера Эрьзи. И в итоге понять, что мысли гениев созвучны в чувствах, сомнениях, в ответственности перед Родиной.
 
А что подтолкнуло Гавриила Григорьевича к сочинительской деятельности? 
Родился в творческой семье: его отец Григорий Вдовин был артистом, дома разыгрывали спектакли и музыкальные, и драматические. Мальчиком будущий композитор неизменно в них участвовал. Писал стихи для своих произведений и даже когда сочинял романсы, выбирал для них стихотворения великих поэтов – Пушкина, Лермонтова. Настолько чувствовал слово и дорожил им. А кроме того, занимался в кружке у композитора Георгия Сураева-Королёва. Играл практически на всех музыкальных инструментах, покупал их, коллекционировал – это было особенным удовольствием. Много аккомпанировал исполнителям на баяне.
Но не каждому музыканту даровано судьбой стать творцом. Пожалуй, на профессиональный путь сочинительства Вдовина направил Дмитрий Шостакович, когда к нему приехал в Москву. Знаменитый композитор, автор «Ленинградской» симфонии понял талант студента из региона, но, в первую очередь, посоветовал научиться играть на фортепиано. И Гавриил Вдовин, поступив на подготовительное отделение для композиторов в Горьковскую консерваторию имени Глинки, за год освоил фортепиано, и уже как профессиональный пианист исполнял свои фортепианные произведения. И в этом поступке Вдовина, уверена Нина Ситникова, также раскрывается масштабность его характера, величие таланта. В вере в свои силы, в миссию и в понимании, что именно он должен служить предназначению всей жизни, а если потребуется, то и отдать жизнь, как многие герои его произведений. 
Гавриил Григорьевич ещё при жизни делился, что с удовольствием сменил бы преподавательскую работу, и только бы и делал, что сочинял за рабочим столом. «Но приходится работать, – замечал Вдовин в одном интервью. И продолжал много трудиться, ценил время сочинительства. – Тут есть такая зависимость – чем дольше работаешь, больше и труднее над сочинением, тем больше оно удаётся. Наверное, потому что там всё больше продумано, вычищено, сказано». 
 
Фестиваль музыки композиторов 
Мордовии прошёл в 8-й раз Его цель – популяризировать академическое творчество сочинителей республики, чтобы музыка звучала на различных площадках, чтобы её изучали, знали в разных регионах страны. Следующие концерты в рамках фестиваля состоятся уже в мае. 19-го пройдёт большой концерт произведений современных авторов нашей республики. А 20-го музыканты исполнят сочинения Андрея Пивкина. Заслуженный деятель искусств Мордовии ушёл из жизни год назад, и этот концерт также посвящён его памяти. Председатель композиторов республики, народная артистка Мордовии Нина Кошелева на открытии фестиваля в обращении к слушателям и участникам проекта подчеркнула: «Среди большого количества культурных мероприятий в нашей республике этот фестиваль занимает особое место. Важно, чтобы в Мордовии звучала музыка национальных профессиональных композиторов. Фестиваль предоставляет уникальную возможность для обмена опытом, идеями и вдохновением, что в конечном итоге обогащает музыкальную культуру Мордовии».
В первый день фестиваля выступили Смешанный хор и квартет гитаристов «Золотые струны» Саранского музыкального училища, артисты Государственного театра оперы и балета имени И. М. Яушева и Мордовской филармонии. Концерт памяти Гавриила Вдовина к 85-летию со дня его рождения войдёт в историю культуры региона как событие, которое требует продолжения. Когда звучит музыка композиторов Мордовии. 

Personal web page Mordovia newspaper (с)