№ 17 (881)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: АктуальноВыпуск № 25 (837) от 21.06.2023
Меркушкин – человек, остановивший криминальный беспредел ОПГ в Мордовии

 (начало в №7 от 15 февраля 2023 года, продолжение в №8–14 от 22 февраля–5 апреля 2023 года, №16–17 от 19–26 апреля 2023 года, №19–24 от 10 мая–14 июня 2023 года)

 
 Взгляд назад. Зачем Еникеев уехал в Ленинград, или Начало большого пути авторитетного преподавателя. Часть 1.
 
Пожалуй, самый малоизвестный период жизни Еникеева, это питерский. Точнее, сказать, ленинградский. Так как в 80-х годах, до переименования города в Санкт-Петербург, было еще далеко.
Что он делал в славном городе трех революций? Из общедоступных источников можно узнать, что в декабре 1986 года поступил в аспирантуру Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта. Учился хорошо, его научный руководитель, заведующий кафедрой, прочил ему в дальнейшем блестящую научную карьеру. Забегая вперед, скажем, что ошибся.
 Потом, в 1990 году защитил кандидатскую диссертацию. А между учебными делами чем занимался? Ходил в музеи и библиотеки?! Любовался Медным всадником и тем, как над Невой мосты разводят?! Обозревал окрестности Васильевского острова? Покупал у фарцовщиков дефицитные джинсы в Гостином дворе?! Подрабатывал грузчиком в порту?! Или налаживал связи с местными ОПГ?
«Независимые» газеты, созданные им в начале 90-х годов, эту тему не поднимали. Казалось бы, впереди Еникеева ждала успешная карьера ученого в городе на Неве! Работа в каком-нибудь престижном питерском научном учреждении. Международные конференции, выезды за рубеж в составе делегаций, научные симпозиумы, форумы, ученые степени...
Но вместо этого  – возвращение в унылый Саранск, откуда он всеми силами пытался выбраться. И трудоустройство в МГУ им. Н.П.Огарева, преподавателем. Чтение лекций студентам 1 курса. Что-то здесь не складывается. Почему он уехал из Питера? Не остался в культурной столице? Чем это было вызвано?
Пару раз одна популярная газета упоминала, с его же слов, что продолжить научную карьеру в Питере всяческими способами мешал давний недруг его дяди  – заместитель министра МВД МАССР В.Разин. С чем это было связано, и где пересеклись их пути-дорожки, непонятно. Но будем думать, причины были серьезные. Если их личная вражда перекинулась и на племянника.
Начнем с того, что в основе его отъезда в Ленинград было решение, принятое семьей и родственниками. И на то были основания.
Его отец, уроженец Темниковского района Мордовской АССР, служил во Внутренних войсках МВД, охранявших исправительные учреждения. По некоторым данным, был «кумом», заместителем начальника ИТК по оперативной части. Еникеев О.А. родился в Магадане. После переезда в Саранск семья Еникеевых проживала на ул. Пролетарская, в доме, где был магазин «Сура». Потом получили квартиру в новом «милицейском» доме на ул. Л.Толстого, 23. Там, кроме Еникеевых, жили В.Московкин, в то время начальник 6-го отдела МВД, Г.Мамаев, начальник Управления вневедомственной охраны МВД МАССР, В.Волков, в 1988 году 1-й секретарь Пролетарского райкома КПСС, другие партийные, комсомольские работники и представители правоохранительных органов. Еникеев учился в 4-й школе, там же начал заниматься боксом и каратэ. На правах старшего подтягивал к себе молодежь, обещая им защиту «по улице» и предлагая «держаться вместе». Уже тогда в будущем руководителе Химмашевской Ассоциации «30 век» проявлялись своеобразные экономические задатки. Так, он устанавливал свои правила для школьных хулиганов, младших по возрасту – штрафы в размере 3–5 рублей. В зависимости от совершенного проступка: отобрал у сверстника «карманные» деньги, кроссовки, шапку или не выполнил какое-то поручение «старших»  – штраф. Прагматичность, расчетливость и жестокость тоже берут свое начало из тех школьных лет. Так, одному из уличных лидеров, назовем его Спирин, посмевшему не признать его авторитет, он пообещал «зарубить топором собаку, овчарку, с которой он каждый вечер гулял во дворе дома возле универмага». Эти методы устрашения пригодились Профессору в его дальнейшей карьере предпринимателя и депутата горсовета в конкуренции с другими ОПГ.
Школу окончил в 1980 «олимпийском» году. Поступил в университет. В 1985 году закончил строительный факультет МГУ. Все это время активно контактировал с представителями определенных кругов города.
Родственникам предстояло оторвать энергичного юношу от саранской криминальной среды, куда он упорно втягивался благодаря дружбе с юго-западскими братьями Горемыкиными и их старшим наставником Рашидом Манеровым. Горемыкины приходили к нему на тренировки в спортивную секцию, которую он организовал и вел в 4-ой школе. Напомним, что в августе 1985 года, в самый пик возникновения в Мордовии уличных молодежных контор, Еникеев был арестован по определению Ленинского РОВД г. Саранска. Проходил по уголовному делу, связанному со злостным хулиганством (ч.2 ст.206 УК РСФСР «Злостное хулиганство, т.е. те же действия, отличающиеся по своему содержанию исключительным цинизмом или особой дерзостью, либо связанные с сопротивлением представителю власти…»). Тогда Еникеев с друзьями подрались с кем-то на дискотеке «Фантазия» на военной базе, на «низах». В драке занимавшийся боксом Еникеев «свернул» одному из противников челюсть. Досталось и патрульному милиционеру, прибежавшему разнимать дерущихся. В общем, тех, кого успели задержать, доставили в РОВД.
Но, благодаря влиятельному дяде, возглавлявшему в то время Старошайговский райком партии, студенту Еникееву удалось избежать уголовной ответственности. До суда и приговора дело не дошло. Его отпустили под подписку о невыезде. Обладавший связями дядя подключил всех своих знакомых, в том числе и в правоохранительных органах, чтобы вытащить племянника из этой нехорошей истории. Вот, вроде бы на этой почве у него и возникло непонимание с Разиным. Другие говорят, что дело совсем не в этом. Якобы, еще раньше, Разин, вместе с одним из чинов КГБ МАССР, накопал на него негативный материал в период его руководства районом. И хотел использовать историю с задержанием за драку племянника в своих целях, чтобы «надавить» на дядю. У которого никак не складывались отношения с начальником Старошайговского РОВД, хорошим знакомым Разина. В общем, истина где-то посередине. Но связи дяди Еникеева в обкоме оказались сильнее, и Разин был вынужден уступить. Говорят, что свою вспомогательную роль в этом деле сыграл тогдашний начальник Ленинского РОВД, возглавлявший его с 1982 по 1985 год. И принявший сторону Еникеевых. В дальнейшем, уже в Москве, он дослужился до генерала, руководителя одного из ведущих Управлений МВД РФ.
В итоге, дело о драке на дискотеке «замяли». Пострадавший, представитель так называемой «Низовской» группировки, не стал писать заявление на своего обидчика. Помятый патрульный сержант В.Норваткин, уроженец Большеигнатовского района, тоже претензий к Еникееву не имел. Во всяком случае, свое первоначальное заявление «О нанесении ему побоев при исполнении», забрал обратно и больше о нем не вспоминал. Дело-то житейское, милицейское. Одним фингалом больше, другим меньше. Служба такая. Днем и ночью. Правда, злые языки говорили, что от сержанта просто откупились деньгами. Ну, да кто же в это поверит! Все знали, что в советской милиции взяток не брали. Потом сержант работал в Октябрьском РОВД г.Саранска. Свою роль сыграла и положительная характеристика, выданная Еникееву в МГУ им. Н.П.Огарева. С такой характеристикой можно было сразу и в партию вступать! Активист, общественник, участник и победитель математических олимпиад, занимается спортом, тренирует подростков, пользуется заслуженным уважением среди однокурсников и преподавателей. В общем, гордость университета. Про связи с Горемыкиными и Манеровым, которые уже давно состояли на учете в правоохранительных органах, ни слова. Зачем пятно в биографии ставить? Но Разин об этом не забыл. Помнил.
Ну, а то, что подрались парни на танцах, так с кем не бывает?! Молодые, горячие. Поспорили, повздорили. Куда еще силу молодецкую девать?! Не в колхозе же, навоз лопатой кидать?! Вроде как в этой истории студента Еникеева поддержал и сотрудник 1-го отдела, прикрепленный к университету от КГБ. И его положительная резолюция на характеристике сыграла решающую роль. На годы вперед определила отношения студента, а потом и доцента МГУ с органами госбезопасности.
Правда, есть и еще одна версия, где, когда и по какой причине могли сойтись пути КГБ и студента О.Еникеева. Версия, которую сегодня трудно подтвердить или опровергнуть. Но, которая могла стать основополагающей в его дальнейших взаимоотношениях с органами. Дело в том, что в середине 80-х, из-за границы Еникеев привез книгу запрещенного тогда в СССР писателя-эмигранта А.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Прочитал ее сам, и дал прочитать одному из своих университетских друзей. Знакомый поделился своим впечатлением от прочитанного еще с одним товарищем… А тот оказался очень идейным советским человеком. Искренне убежденным, что живущий в США Солженицын  – враг СССР. И поделился информацией с начальником 1-го отдела МГУ. Люди старшего поколения помнят, что 1-ые отделы во всех советских организациях возглавляли бывшие сотрудники КГБ. В чине не ниже подполковника. А бывших чекистов, как говорится, не бывает. Вывод сделали такой – в стенах советского учебного заведения появилась вражеская литература. Тем более, что в Саранске еще памятен был скандал, когда в одном из научно-технических учреждений города, на служебном ксероксе, сотрудник, некий О.Бриннер (фамилия изменена), распечатал роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» и другую вредную антисоветскую беллетристику. Нечего и говорить, что тогда все ксероксы находились на спецучете в КГБ. Студента Еникеева вызвали в компетентные органы и, в целях профилактики, провели душеспасительную беседу о том, «какие книги, каких авторов надо читать советскому человеку». Но с учетом того, что времена приближались уже горбачевские, и КГБ носом чуял ветры демократических перемен, гнобить и отчислять не стали. Может, опять дядя словечко замолвил за племянника, а может, человек в погонах добрый попался… При этом какие-то условия перед студентом все же поставили. Там ведь ничего не забывается. 
В общем, уже тогда влиятельный дядя понял, что с таким взрывным характером племянник может пойти по неправильному пути. Тем более, что знакомые из МВД уже не раз обращали внимание партийного чиновника на тесное общение племянника с «мыкинцами». Поэтому на семейном совете, с участием дяди и старшего Еникеева, было принято решение отправить парня на обучение. И лучше подальше от Саранска. В Ленинград. Там у дяди имелись кой-какие влиятельные связи с местными партработниками.
Сказано, сделано. В 1985 году Еникеев собрал чемодан и был направлен на стажировку в Ленинградский инженерно  – строительный институт. До ноября 1986 года работал там стажером  – исследователем. Вместе с Еникеевым в городе на Неве оказался и его давний знакомый, еще со школьных времен, С.Разуваев. Вместе они потом учились в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта. 
Наступал конец 80-х. Перестройка, объявленная М.Гор-
бачевым, шагала по стране. Из подполья выходило «теневое» кооперативное движение. А вместе с ним и рэкет…
Интересно, что в 1989 году в рамках расследования дела банды Горемыкиных в Ленинград был командирован сотрудник 6-го отдела МВД Лапшов (фамилия изменена). Выезжал он по поручению следователя, ведущего дело, для «установки личности Еникеева, его связей с Рашидом Манеровым и роли в группировке «Мыкинцы». Сам Еникеев в беседе все отрицал, говорил, что «давно отошел от них, никаких дел с ними нет». Все это было изложено в рапорте. Правда, не очень понятно, почему «при отработке личности Еникеева» от внимания оперативника ускользнуло то, что 13.02.1989 года в отношении него СО МВД МАССР было возбуждено уголовное дело по ст.148 УК РСФСР (вымогательство). Но 31 октября 1989 года дело было прекращено по ст.6 УПК. 
В дальнейшем этот сотрудник 6-го отдела и руководитель Ассоциации «30 век» плотно контактировали. Что не нравилось замминистра Разину, подозревавшему оперативника в разглашении служебной информации. В 90-х Еникеев использовал их неприязнь в своих интересах. Через «независимую» газету «сливал» компрометирующую информацию о якобы имеющихся связях Разина с Рашидом Манеровым. Как и во многих других случаях, бездоказательную и ничем не обоснованную. Уже тогда газета активно осваивала лживую тактику, которую через 25 лет применит против Н.И.Меркушкина.
В то же время, бытует мнение, что криминальные связи с питерскими группировками Еникееву помог наладить уроженец Лямбирского района, мастер спорта международного класса по борьбе Н.Альмяшев. В 1987 году он стал чемпионом мира по классической борьбе среди молодежи. Но была в его яркой спортивной биографии и еще одна, совсем неспортивная, темная сторона жизни.
 
(продолжение следует)
С. Малайкин.
Версия для печати Версия для печати