№ 32 (793)

Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: АктуальноВыпуск № 17 (778) от 27.04.2022
«Раскрыть» кухню

Как кормят в одной из лучших школьных столовых Саранска

Школу №24 мы выбрали неслучайно. Она трижды становилась победителем конкурса «Лучшая школьная столовая городского округа Саранск». О том, как организовано питание учащихся, чем здесь кормят и какой аппетит у современных школяров, – в нашем материале.  
 
Повысить аппетит
Директор школы №24 Сергей Сурайкин – заслуженный работник образования РМ и Отличник народного просвещения – знает о питании учеников все. На базе региональной стажировочной площадки по совершенствованию школьного питания, которой и являлось данное учреждение образования, обучали поваров со всей республики и даже из-за ее пределов. В этой саранской столовой делились своим опытом коллеги из Армении, Таджикистана и других стран. 
Совершенствовать систему питания здесь начали еще более десяти лет назад. Именно тогда у школьных поваров появился современный пароконвектомат, благодаря которому привычные блюда стали вкуснее и полезнее. Был модернизирован пищеблок, а столовая в школе выглядит теперь лучше, чем некоторые точки общепита в городе.
– Каких только у нас экспериментов не было, чтобы привлечь школьников к горячему питанию, – отмечает Сергей Степанович. – Одно время внедрялось заказное меню для старшеклассников. С помощью инфокиосков они могли выбрать себе блюда на всю неделю. Пользовались спросом и экспресс-завтраки, когда учащиеся старших классов получали булочку с сосиской и чай. Мы все время ищем новые пути развития школьного питания, и этот процесс не прекращается. Сейчас перед нами стоит задача – стопроцентный охват учащихся горячим питанием. Президентская программа – бесплатное питание школьников начальных классов – очень хорошо помогает нам в этом. Это отличная инициатива, которая позволит сберечь здоровье подрастающего поколения.
Проблемы, конечно, еще есть, но дело в банальном – аппетите учеников, а это вопрос не только в физиологии школьников, но и в семейных пищевых привычках. Если дома ребенок, к примеру, ест одни макароны и колбасу, то к овсяной каше он вряд ли притронется.
–  Мы отслеживаем не только число детей, которые получают горячее питание, но и смотрим, как они едят. В семье обязательно надо прививать ребенку правильные пищевые привычки. Для этого родители сами должны есть горячие блюда, а не питаться всухомятку, – считает директор школы. – Некоторые дети ходят в столовую только чтобы чай попить, а родители их и дома ничем накормить не могут. 
Правда, к ученикам начальных классов это не относится. После детсадовского рациона легче адаптироваться к горячим завтракам и обедам. У младших школьников продолжает формироваться культура питания, а президентская программа помогает ее поддерживать. Первоклашки с удовольствием вместе идут в столовую и уплетают еду как в садике «кто быстрее».
Но, как говорится, чем сто раз услышать, лучше один раз увидеть. Поднимаемся на второй этаж. Рядом со столовой – стенды, посвященные  правильной «пирамиде питания».  Рисунки выполнены учениками. Они знают, что съесть яблоко полезнее, чем конфетку или печенье.
Пропаганда сбалансированного рациона в школе ведется постоянно. Как говорят педагоги, без этого систему горячего питания не выстроить. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Татьяна Пимкина проводит даже занятия по сбалансированному рациону в рамках «внеурочки».  
 
«Президентское меню»
…Приятный аромат свежеприготовленной еды привел нас в столовую. Официанты как раз накрывали на столы. Тарелочки с винегретом, хлебом и бокалы с компотом уже были расставлены. Суп по тарелкам будут разливать за 5 минут до прихода учеников, а потом расставят второе, чтобы еда не остыла.
Солонок на столах нет, чтобы дети еду не досаливали. Сахара тоже не увидеть – школьники и так едят слишком много углеводов дома.  Зато в столовой есть музыкальный центр: доказано, что приятные мелодии благотворно влияют на пищеварение. Мы сразу заметили, что это территория, свободная от фастфуда. Буфет располагается отдельно – за пределами столовой, чтобы у школьников не было соблазна заменить горячий обед на выпечку. 
– Давать ли деньги школьникам «на буфет»? Это решают родители, а также бабушки и дедушки, – говорит Сергей Сурайкин. – Я считаю, что булочки можно купить, но не вместо горячего питания, а только после него, особенно, если ребенку придется задержаться в школе. Многие после уроков у нас занимаются в кружках и секциях.
– Сегодня у нас на завтрак котлета с гречневой кашей, какао на сгущенном молоке. На обед щи, винегрет, рожки с рыбой, – рассказывает заведующая столовой Елена Савельева. – Меню разнообразное и сбалансированное. Дети особенно любят куриные котлеты с картошкой и борщ, салат из свежей капусты и моркови с сахаром. Меню каждый день – разное. Даже компот у нас бывает трех видов: яблочный, из сухофруктов и «ассорти» из замороженной смеси ягод и фруктов. Все блюда диетические, полезные. В этом году у нас впервые проходила с ноября по март кампания по витаминизации рациона младших школьников. Ежедневно в один прием пищи дети получали фрукт и сок. Сейчас уже  нет в меню колбасных изделий, и это правильно – ученики должны питаться здоровой пищей.
Кстати, чем кормить детей решают не в школе. Все гораздо серьезнее, чем думают многие родители. Меню составляется кейтеринговой компанией, а потом утверждается в Управлении Роспотребнадзора РМ. Задача поваров – проконтролировать качество продуктов и вкусно приготовить блюда по технологии.
– Картофель нам привозят уже очищенный в вакуумной упаковке. Это очень удобно, – отмечает Елена Николаевна. – Практически все продукты местного производства: куры из Чамзинки, мясо – атяшевское, молочка – новотроицкая, зеленый горошек и сгущенка – с Саранского консервного завода, овощи – из «Тепличного». Мы не зависим от импорта, поэтому и школьное меню из-за внешних санкций не поменялось. Рыбу нам привозят из кейтеринговой компании. Все продукты свежие! Их мы разделываем, режем и готовим у себя сами. 
Питаются в столовой теперь и дети-диабетики. Меню для них адаптировали, к примеру, вместо обычного чая им дают – несладкий, а рис заменяют перловкой. 
 
Взять на контроль
– Два раза в месяц у нас проходит родительский контроль. График расписан еще с начала года, чтобы могли принять участие представители родительской общественности из каждого класса, – отмечает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Татьяна Пимкина. – Надо сказать, что это не просто работа для галочки. После родительского контроля многое изменилось. Поменяли старую посуду на новую; теперь она у всех одинаковая – белоснежная. У одних из самых первых у нас появился журнал дегустаций, где родители оставляли свои пожелания. Многим не нравились соленые водянистые огурцы – их из меню исключили. Сейчас уже негативных отзывов о питании нет. Так, недавно у нас один папа – спортсмен принял участие в дегустации. Сказал, что готовят в школе вкусно и порции большие – он наелся. Одна мама интересовалась, как готовят котлеты в столовой, поскольку «они вкуснее, чем домашние».  Действительно, у родителей нет возможности целый день стоять у плиты, чтобы накормить своего ребенка полноценно, а в школе всегда питание свежее и разнообразное. Главное, чтобы дети в любом возрасте ходили в столовую: аппетит приходит во время еды!
С. Родионова.
Фото С.Пестов.
Версия для печати Версия для печати