№ 17 (881)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: ЖизньВыпуск № 2 (242) от 12.01.2012
Плетёных дел мастер

На счету мордовского умельца Михаила Олькина несколько сотен эксклюзивных работ из ивовой лозы

Из прутьев тальника он плетет все, что душе угодно – не только банальные вазочки-корзиночки, но и куда более габаритные предметы обстановки: кресла, комоды, этажерки, детские кроватки. В прошлом году Михаил порадовал ценителей своего мастерства миниатюрным макетом Кафедрального собора, а в этом – планирует удивить чуть ли не царским троном тоже из «плетёнки».

 

 

Родился 22 февраля 1978 г. в Саранске.
Закончил МГУ им. Н.П. Огарева по специальностям «дирижер-хоровик», «бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Артист хора Республиканского музыкального театра им. И.М. Яушева, дважды обладатель Гран-при декоративно-прикладного конкурса «Мастер года» в Мордовии в 2007 и 2010 гг.

 


Началось все с книги

Примечательно, что плетением из ивовой лозы артист хора занимается более 15 лет. За это время плетельщик-самоучка стал настоящим профи - одним из самых выдающихся мастеров-универсалов по кружеву из прутьев в республике.

- Всегда стремился что-либо мастерить своими руками, - рассказывает Михаил. – В детстве нравилось лепить из пластилина. Бабушка научила меня вязать, поэтому со спицами тоже обращаться могу… Очень любил уроки труда, с удовольствием выполнял свои задания и охотно помогал одноклассникам. Зная мои наклонности, сестра подарила книгу о плетении из ивы. Я попробовал, и мне понравилось. Начинал с мелочей – сплел корзинку, вазочку и абажур. Выполнить их без практической подготовки оказалось очень сложно. Подсказать было некому, учился только на своих ошибках. На эти работы у меня ушло несколько месяцев, но интерес не пропал. Захотелось сделать что-то грандиозное, и я «взялся» за мебель: сперва сплел табурет, а потом - стул и стол. Ремесло так увлекло, что я не мог от него оторваться.

Спустя несколько лет хобби у Михаила составит серьезную конкуренцию профессиональной деятельности. Молодой человек, несмотря на любовь к вокалу, сцене, оставил престижную работу в театре и уехал в Подмосковье «набивать» руку на плетении лозы. Шанс попрактиковаться на Кобяковской фабрике выпадает далеко не каждому «прикладному» специалисту. Чтобы получить работу на известной базе страны, нужно доказать свой уровень. Стоить отметить, что сначала Михаила восприняли с иронией - толковых молодых ремесленников в наше время встретишь не часто. И даже когда мастер продемонстрировал фотографии своих работ, долго не могли поверить, что это творения его рук – уж слишком замысловатыми оказались плетеные изделия. Но, взяв в руки ивовую лозу, он рассеял все сомнения. Необычная техника плетения, которая характерна для импортной мебели из ротанга, покорила москвичей, и нашему земляку дали добро.

- График работы был очень напряженный, - вспоминает редкий специалист. – Весь день практически не разгибался, чтобы сплести шесть корзин. Хотя заказы были разные. У москвичей ивовая лоза пользуется особой популярностью, они готовы ей дома даже снаружи украшать. Мне приходилось плести щиты три метра каждая сторона. Ими потом кирпичные стены обкладывали, чтобы придать жилищу особый колорит. Вообще-то мода на плетеные интерьеры не проходила никогда. По крайней мере, среди любителей обставлять свой дом изделиями ручной работы, а также поклонников старины, активно пропагандирующих винтаж.



Из Москвы – в Мордовию

На Кобяковской фабрике Михаил проработал два года, а потом вернулся в Саранск. Получив необходимый опыт, он не видел дальнейшей перспективы. Ему надоело выполнять однотипные заказы и хотелось больше заниматься творчеством. Но это не единственная причина. Мастера в первую очередь потянуло на родину, в родной коллектив.

-  Я понял, что не могу без театра, - признается актер-плетельщик, – он заряжает меня энергией. Считаю, что человек не должен замыкаться на одном увлечении и бросать любимую работу. Если правильно организовывать свой режим, то ремесло не пострадает.

Хотя плетение из ивового куста действительно отнимает много времени и сил. Это кропотливый труд, 70% которого отводится на заготовку материала. Во-первых, нужно собрать «правильные» прутья. Найти участки, где растет хороший ивняк, по словам мастера, не менее сложно, чем найти место, где водится много рыбы.

Заготовкой природного материала Михаил занимается весь октябрь. В этом сезоне, например, он привез для эксклюзивных творений семь прицепов лозы.

- Хорошо бы их за год обработать. Осенний прут самый прочный, поэтому чистится тяжело. Нужно два часа его варить, прежде чем «ошкурить». Следующий этап – сортировка: есть мелкие прутья, а бывают - в руку толщиной. Затем дерево сушится. Такой материал, если не заплесневеет, то может храниться очень долго. 

На само плетение времени много не требуется – пару часов и небольшая корзинка или ваза готова. На более масштабные экземпляры может уходить от трех дней до нескольких месяцев. Создать оригинальное кружево из прутьев – кропотливая работа, которая требует усидчивости и целеустремленности.

- Я благодарен руководству республики за поддержку и предоставленную на льготных условиях мастерскую. В домашних условиях обработать и хранить иву очень сложно. В Мордовии есть хорошие предпосылки для развития древнего ремесла, поскольку природного материала хватает.



От абажура до кошкиного дома

Сейчас большой популярностью пользуются кресла-качалки из лозы. На них чаще всего поступают заказы талантливому мастеру, а вообще уникальная коллекции его работ поражает своей масштабностью. Здесь есть различные предметы обихода: вазы, лотки, этажерки, кадушки, сундуки, дипломаты, санки, детские кроватки, люльки, комоды, обрамленные зеркала, настенные панно, абажуры, плетеные бутылки… Среди необычных работ – домик для кошки, напоминающий большую катушку от ниток с двумя входами.

Но самая большая гордость талантливого специалиста – макет Кафедрального собора в миниатюре, который и принес ему победу в конкурсе «Мастер года» в 2010-ом.

- Я только два года разрабатывал эту идею, думал, можно ли сплести храм. Много раз подходил к Собору, фотографировал его, чтобы точнее передать все мельчайшие детали. Это же не корзинку сплести, а здание с колоннами, башнями, гранями. Честно говоря, до последнего не понимал получится эта работа или нет. В общей сложности макет плел полгода, кое-что приходилось переделывать, но в целом я остался доволен результатом. К этой работе на выставках особый интерес. Храм, сплетенный из ивового куста, увидишь не каждый день. Многие хотят на его фоне сфотографироваться, чтобы показать снимок своим знакомым.

В этом году мастер также планирует принять участие в традиционном декоративно-прикладном конкурсе. На этот раз он будет удивлять жюри эксклюзивным креслом-качалкой.

- Это объемный предмет мебели с большими подлокотниками для лучшего комфорта – царская качалка, - раскрывает секрет Михаил. – Несмотря на свои размеры, она мобильна и с успехом может применяться в быту. Надеюсь, кресло понравится ценителям ручной работы не только своим плетением, но и практичностью.

С.Родионова.

Версия для печати Версия для печати