№ 17 (933)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: Об этом говорятВыпуск № 15 (931) от 09.04.2025
«Без крыши»

Заказчики потеряли интерес к делу Алексея Меркушкина. Спасутся ли исполнители?

Нашумевшее многолетнее дело о несправедливом обвинении Алексея Меркушкина продолжают обсуждать не только в Мордовии, но и за её пределами. И, наверное, это неслучайно. Слишком уж резонансным оно получилось. Слишком много всего в нём накручено и переплетено. Слишком много копий сломано вокруг него. А в основе всего – судьба невиновного человека, уже который год томящегося в СИЗО. Но не сломавшегося, не павшего духом, не потерявшего веру себя, в людей и, наверное, остатки веры в справедливое правосудие.
 
Недавно эту острую тему поднял на своей странице в «Живом Журнале» историк, писатель, журналист, краевед и блогер из Самарской области Сергей Зацаринный. Родился, живёт и работает в Сызрани. Его перу принадлежит серия книг, посвящённых периоду татаро-монгольского ига на Руси. Тема сложная, многогранная, требующая особого вдумчивого подхода, с учетом национальных и исторических аспектов. В основе – подробное изучение архивных материалов, документов, первоисточников как в России, так и за её пределами. Также, в его «Живом Журнале» публикуются материалы об истории родного города, о событиях, происходящих в Самарской области и за её пределами. Написано живым, интересным языком, с чувством любви и уважения к родному краю, к людям, проживающим в нём. Отличие блога С.Зацаринного, прежде всего, в объективном, вдумчивом и аналитическом подходе. Конечно, ему интересны и общественно-политические процессы, происходящие в современном обществе. Он следит за судьбой экс-губернатора Самарской области Н.И.Меркушкина. И это не праздное любопытство, а гражданская позиция неравнодушного человека. В своем блоге он обращается к теме незаконного ареста и постыдного судилища над его сыном Алексеем. Затронув эту тему, блогер обратил внимание не только на нарушения судебной процедуры, а сделал более глубокие выводы. При этом он не претендует на роль следователя или прокурора. Он никого не обличает и не осуждает. Он просто последовательно излагает свою точку зрения. Не навязывая её никому. Не претендуя на истину в последней инстанции. Но от того, что это делает независимый человек, публицист, не обязанный ничем ни одной из сторон судебного процесса, эта точка зрения заслуживает внимания. Надо заметить, что С.Зацаринный из плеяды тех журналистов, которые делают ставку не на хайп и дешёвую сенсацию, а стараются досконально разобраться в вопросе. Не скатываются в бульварную «желтизну» и обливание грязью, не ударяются в обличительный пафос. Как, к сожалению, часто делают наши доморощенные мордовские «блогеры», выливающие на всех и вся «ушаты помоев». И, видимо, таким образом компенсирующие какие-то собственные комплексы, обиды и злость. Объективностью там и не пахнет. Просто сведение личных счетов. Нездоровые амбиции. Паразитирование на чужих бедах. Тут уже никакие моральные и нравственные нормы не действуют. В ход идут откровенная ложь, надуманная клевета, абсурдные домыслы, искажение фактов. В общем, слухи и сплетни. «Ах! Злые языки страшнее пистолета», – как было написано ещё в 19 веке А.С.Грибоедовым в его бессмертной пьесе «Горе от ума». Классика на все времена. 
  В последней публикации об этом С.Зацаринный в очередной раз прямо замечает, что это дело – политическое и заказное. Вот только обстоятельства «заказухи» изменились. Приведем лишь несколько цитат из его блога: «Сейчас, судя по всему, заказчики потеряли к этому делу всякий интерес. Политическая ситуация изменилась, а самое главное, продолжает изменяться. И сильно. Нельзя исключать, что кто-то скоро из царства небожителей сам переселится в тюремную камеру. А дело-то осталось. И теперь кто-то должен будет платить за разбитые горшки».
  То есть сейчас, заказчики, те, кто четыре года «дёргал за ниточки», самоустранились. А исполнители остались, и именно исполнителям придётся за содеянное отвечать. Почему? Потому что с самого начала дело «лепили» на скорую руку, внаглую нарушая всё, что можно нарушить. Фабриковали доказательства, организовали оговоры честных людей людьми нечестными и подлыми. В этом деле нет ни одного доказательства ни того, что само преступление в виде, якобы, дачи взятки бывшему руководителю мордовского отделения «Нацбанка» А.Тренькину имело место – у него просто купили акции фабрики «Ламзурь» по рыночной цене. Ни того, что к покупке акций хоть какое-то отношение имел находящийся четвертый год под следствием Алексей Меркушкин.
  Развивая мысль о «заказной» подоплёке дела, С.Зацаринный отмечает, что: «Тогда правоохранители выполняли чей-то заказ, а потому не очень церемонились. Видно, заказчиками, как это обычно бывает в политике, были очень большие «мальчики». Поэтому дозволялось всё. Манипуляция с доказательствами, необоснованное содержание под стражей и прочие сомнительные с точки зрения закона вещи».
Трудно не согласиться с мнением независимого писателя из Сызрани. Кстати, про сомнительные с точки зрения закона вещи, ещё в самом начале говорила Ольга Паулова, ведущая телеграм-канала федерального уровня. Своим мнением относительно задержания Алексея Меркушкина она поделилась на стриме «ВолгаЛайф». Задержание без достаточных оснований говорит о слабости позиции следствия. «Обычно, я считаю, силовые структуры так делают, когда у них очень слабая доказательная позиция, не более того. Для того, чтобы сразу настроить общественность, судей, прокуроров, следственные там какие-то действия, людей против того человека, который становится героем такого сюжета.  Я считаю, что это была информационная атака для того, чтобы этому аресту придать какое-то значение. Виноват он или не виноват – я считаю, что это должно показать следствие, а не показания каких-то людей».
 Вот и С.Зацаринный выражает мнение, что сейчас происходит грубое нарушение судебных процедур. В чём оно выражается? Ещё несколько месяцев назад завершился допрос свидетелей с обеих сторон – обвинения и защиты. И тогда в судебном процессе жалкие аргументы, которые по заказу готовило следствие, оказались полностью опровергнуты, разбиты. «Дальше стороны должны были перейти к прениям,  – пишет Зацаринный, – после чего суд должен был выносить вердикт. Учитывая, что даже показания свидетелей обвинения опровергли само обвинение – вердикт должен был быть оправдательным. А этого никак нельзя было допустить, оправдать Алексея Меркушкина и других – значило, расписаться в том, что дело – заказное. Неожиданно, во всяком случае для тех, кто знаком с судебными процедурами, они были нарушены. После окончания допроса свидетелей провели повторный допрос. Легко догадаться, что это были свидетели обвинения».
  По тому, как проходил этот повторный допрос, понятно, что обвинение пытается «натянуть сову на глобус». Свидетели обвинения – брат и сестра Татьяна и Алексей Гришины – врали напропалую, а когда забывали, как именно надо соврать, притворялись, что ничего не помнят и уходили от ответа. Наверное, нет предела лживости человеческой натуры. И низости. Особенно, когда это касается отбеливания себя любимых, и обливания грязью других, ради своего спасения. «Послушай! Ври, да знай же меру!» – это крылатое выражение из грибоедовского «Горя от ума» как нельзя лучше характеризует данную ситуацию.
  Мы постараемся более подробно рассказать об этом в дальнейшем. Общий вывод, который делает С.Зацаринный и с которым невозможно не согласиться – сейчас те, кто по указке кукловодов фабриковал дело, изо всех сил спасают собственные шкуры. Потому что за такое они сами могут оказаться на скамье подсудимых, и кукловоды за такое неумелое и безответственное фабрикование дела спасать их вряд ли станут. Об этом мы не раз писали и говорили ещё с самого начала. Давайте еще раз обратимся к блогу С.Зацаринного: «Просто так сказать «простите, пожалуйста» и закрыть [дело] не получится. Слишком много мундиров и мантий оказались запачканными, а то и вымазанными «по самое некуда». Нужно как-то выкручиваться. А как? По-хорошему в деле, где уже само обвинение было несостоятельно, ибо положенное в его основу завышение и занижение цен просто неприменимо в данном случае, нужно выносить оправдательный приговор. Тем самым свалив всё на органы следствия. Однако держали человека несколько лет в тюрьме по решению судей. А выносить приговор – значит, просто перекладывать ответственность уже на вышестоящий суд. Ясно же, что его обжалуют, и тогда под всем этим творчеством людей, которые даже не знали о существовании закона об акционерных обществах, придётся подписываться уже суду второй инстанции».
   И что-то подсказывает, что в итоге дело уйдёт на самый верх, в Верховный Суд РФ. Получится ли там, что-то порешать, учитывая, что заказчики, похоже, «слились»? Да и могли ли они так же легко, как это получилось в своё время в Мордовии, повлиять на решение Верховного Суда? Очень большие сомнения. Также сомневается в этом и писатель Сергей Зацаринный: «Значит, нужно как-то проскочить по грани. Чтобы без оправдательного приговора, и жалобы не было. Вот для чего и нужно тянуть время. Держать подсудимого в тюрьме, чтобы он думал лишь о том, как бы поскорее выйти на свет Божий. <…> Выпустить его теперь и без оправдания проще простого. Но для вынесения приговора нужно хоть на что-то опереться. Судя по тому, что потребовались нарушения судебной процедуры, сделать это очень нелегко. Вот суд и выкручивается».
  Поэтому сейчас мы и наблюдаем картину, как исполнители пытаются спасти… сами себя.
  Публикация Сергея Зацаринного называется «Без крыши». И он объясняет, почему. Потому что ушли кукловоды, скрылись во тьме. А исполнители остались на виду. «Политики, больших мальчиков и крыши больше нет», пишет Зацаринный. «Ждать осталось недолго» – такими словами завершает он свою публикацию. 
 И ещё, название «Без крыши» невольно возвращает нас в лихие 90-е годы. Когда «без крыши» не могли работать ни коммерсанты, ни рыночники, ни директора предприятий. Да что там говорить, если целые города и области находились «под крышей»! Поэтому, очень не хотелось бы, чтобы это понятие в 2000-х вдруг оказалось применимо к нашему правосудию. 
  Чтобы не пришлось нам, как главному герою в «Горе от ума», задать риторический вопрос:  «А судьи кто?». 
Версия для печати Версия для печати