№ 17 (881)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: Об этом говорятВыпуск № 46 (858) от 15.11.2023
Дело Рогожина возвращают в суд

Игоря Рогожина снова будут судить за дорогу.

Дело жителя Кадошкинского района передают в суд после нового расследования. В марте прокуратура сама отказалась от выдвинутых обвинений, попросила отменить приговор и фактически признала – полтора года дело велось с грубейшими процессуальными нарушениями. И вот теперь следствие берёт мочало и начинает сначала. Всё это на фоне того, что дорогу, расчищенную Рогожиным, начинают официально реконструировать. О новом деле со старыми дырами – материал Людмилы Кусеровой.  

Мощный внедорожник бросает из стороны в сторону, из-под колёс выше машины взлетают ошмётки грязи. Едем по той самой дороге в Кадошкинском районе, которую 2 года назад расчистил от леса Игорь Рогожин. Грунтовку едва ли можно узнать – на месте наезженной колеи месиво, размытое осенними дождями. Засыпать бы её щебёнкой, да нельзя. Закон не позволяет. 
«После зимы дорогу стало размывать, – рассказывает Игорь Рогожин, – ухаживать-то за ней некому. Я и близко боюсь теперь к этой дороге подойти – как бы следователи чего не подумали. Но жители Большой Поляны всё равно весной пришли ко мне – просили дать технику и строительный мусор, чтобы завалить колеи. Пришлось отказать».     
В грязи на обочине можно разглядеть разбросанные кирпичи – это местные ремонтировали дорогу своими силами. Похоже, грунтовка и впрямь людям нужна. Пусть и залатанная строительным мусором, и размытая дождями, но даже в распутицу на ней проглядываются автомобильные следы.
 
Дорога имени Рогожина
Даже старожилы Кадошкинского района не помнят, когда в окрестностях трёх сёл – Большая Поляна, Глушково и Паёво – появилась грунтовая дорога. Но до 2000 годов она была единственной, что связывала населённые пункты с райцентром. Во время Великой Отечественной войны местные жители по ней уходили на фронт, а работники тыла на повозках, запряжённых быками, отправляли пшеницу на ближайшую железнодорожную станцию. С детства помнит эту дорогу и сам Игорь Рогожин: рассказывает, что ещё пацанами бегали по грунтовке на Иссу купаться. Правда, тогда ещё леса вокруг не было. А кто же ухаживал за дорогой в те далёкие годы? Делал это местный колхоз. Сельскохозяйственное предприятие летом ровняло грунтовку, зимой тракторами чистили снег. Дорогой пользовались активно и зарастать она попросту не успевала. А в 90-х годах ХХ века грунтовку и вовсе решили сделать трассой: районные чиновники, в том числе и местное Управление по экологии и природопользованию, дали официальное разрешение, что не возражают против ликвидации на этом участке лиственных насаждений. Для всех этих работ даже составили сметы и путевые листы, но успели только возвести капитальный железобетонный мост через Иссу. А дальше – закончились деньги… 
30 лет без ухода и внимания. Дорога начала зарастать и превращаться то ли в просеку, то ли в лесопосадку. Весной 2019 года в Большой Поляне случился пожар, после которого и возникла идея дорогу восстановить. 
«В 2019 году загорелась улица Октябрьская, – рассказывает местный житель Ринат Альмяшев. – К нам приехал трёхмостовый «Урал» пожарный, и он не смог проехать по этой заросшей дороге. Застрял. Тогда мы, жители села, побежали к Рогожину, просили вытащить пожарных. Он дал трактор. Тогда и возникла у нас мысль восстановить эту дорогу для таких вот экстренных случаев. У нас, конечно, есть асфальтированная объездная. Но она в 3 раза длиннее, чем эта грунтовка. Когда счёт идёт на минуты, она жизнь чью-то может спасти». 
Два года Игоря Рогожина одолевали не только простые жители трёх сёл. Официальные письменные просьбы приносили и главы сельсоветов. «От депутатов и чиновников ничего не добьёшься, – говорили люди, – они только перед выборами обещают помочь».
В июне 2021 года по распоряжению Игоря Рогожина на объект выехали трактористы и бульдозеристы. Расчищали дорогу: в сам лес не заезжали, срубали только молодую поросль, которая захламила дорожное полотно. Когда работы подошли к концу, объявился лесничий с участковым. И они составили акт, якобы Рогожин уничтожил чуть ли не половину леса, самовольно въехал на чужую территорию и сровнял с землёй 33 особо ценных дерева. Пару ясеней, берёз и много американских клёнов. Очевидно, что реальной ценности эта древесина практически не имеет. Но кому-то надо было «натянуть» сумму ущерба до уголовной статьи. И натянули. Якобы материальные потери от действий Рогожина составили 860 000 рублей. А это, на минуточку, особо крупный размер ущерба и, по мнению следствия, тянет только на 3,5 года тюрьмы. Не меньше. 
 
«Мертворождённое» дело
На то, что это дело с самого начала было «мертворождённым», адвокат Рогожина указывал в суде много раз. Никаких фактов, указывающих, что расчистка дороги – это преступление, нет и не было. Доказательства добывались следователями из ничего и опровергались очевидными и вещественными фактами. Например, лесник с помощью Яндекс-карты показал координаты произрастания уничтоженных деревьев. Когда эти координаты наложили на реальный план лесоустройства, оказалось, что точки находятся глубоко в лесу и следов заезда техники около них нет. Но эти документы суд не принял, а спорные координаты легли в основу обвинения.
В какой-то момент ныне бывший министр лесного хозяйства Мордовии Алексей Ларькин сказал, что Минлесхоз претензий к Рогожину не имеет. Некоторые экспертизы и вовсе не проводились, но и без них правоохранителям было понятно – Рогожин виновен и должен сидеть в тюрьме. Пролетарский суд не возражал. Даже самого слова «дорога» следователь словно избегал, как будто и не было её никогда. Якобы Рогожин просто приехал в лес и от нечего делать сделал просеку.
В Минлесхозе и вовсе заявили, что не имеет смысла делить участок на лес и дорогу, ведь это всё земли лесного фонда. Конечно, ведь документы к тому моменту они подогнали под линию обвинения. Пока шёл суд, по Рогожинской дороге ездили и жители сёл, и спецслужбы – скорая помощь, пожарные и даже лесники с участковым.
В декабре 2022 года Пролетарский суд Саранска назначил Рогожину 6 месяцев условно с компенсацией материального ущерба в 860 тысяч рублей. Такой вердикт прокурорам показался слишком мягким, а стороне защиты – несправедливым. Апелляция в Верховном суде Мордовии закончилась неожиданно для всех – приговор отменили по просьбе прокурора.  
 
Новое дело со старыми дырами 
Сразу после апелляции все думали, что история с рогожинской дорогой закончилась благополучно. Прокурор Пролетарского района в Верховном суде Мордовии заявил, что дело расследовалось с нарушениями. Вот что представитель стороны обвинения тогда сказал: 
«Существенные нарушения, допущенные в ходе судебного производства и оставленные без внимания судом первой инстанции, препятствуют к постановлению судом апелляционной инстанции по делу итогового судебного решения. В этой связи хотелось бы ходатайствовать об отмене обвинительного приговора и возвращении дела Рогожина прокурору».
Для Рогожина и его сторонников такое заявление означало, что следствие, как минимум, признало свои ошибки. Как максимум – разберётся в деле и закроет его за отсутствием состава преступления. Но рано радовались. Спустя 7 месяцев и 6 следователей, и обвинители снова готовы судиться.    
«Там снова идёт жирным шрифтом, образно говоря, формулировка «расширение», – говорит Игорь Рогожин. – Уже у 6-го следователя пытаемся выяснить, что же слово «расширение» для них значит. За 2,5 года обвинение так и не смогло нам с адвокатом этого объяснить. Пытаемся выяснить, на сколько же я расширил дорогу? На 4 метра, на 7, может на 8? Но ответа у следователей нет. Хотя во всех документах чёрным по белому написано, что ширина дороги 20 метров, за эти пределы моя техника никуда не выезжала. Но в обвинительном заключении всё равно фигурирует слово «расширение». 
Получается, опять двадцать пять? Якобы Игорь Рогожин расчистил лесную дорогу для собственных нужд, предвидел наступление общественной опасности и тяжких последствий для природы, срубил 33 дерева. За эти преступления с мужчины снова хотят поиметь деньги – почти миллион рублей штрафа.       
«На протяжении всего этого времени были назначены и проведены 2 судебные экспертизы: земле- и лесоустроительная. Каких-то новых сведений в материалы дела эти экспертизы не привнесли, – объясняет адвокат Рогожина Саркис Геворкян. – Тем не менее, орган следствия переформулировал обвинение и предъявил его Рогожину по той же ч.3 ст.260 УК РФ – «незаконная рубка лесных насаждений». В ближайшее время планируется объявление об окончании следственных действий. Это порождает право Рогожина ознакомиться с материалами дела в полном объёме – естественно, он этим правом воспользуется. После этого дело направят прокурору для решения вопроса утверждать или не утверждать обвинительное заключение по делу повторно». 
 
Глас народа 
Жители Кадошкинского района недоумевают: зачем снова судить Рогожина? Ведь был уже суд, и закончился он, по мнению простых сельчан, справедливо. Человека, который в кои-то веки причинил им добро, не наказали. Разве должно быть по-другому? 
«Он для народа хорошее делает, а его судят до сих пор», – возмущается житель села Большая Поляна Рамиль Кильдев. 
«Не надо его судить, – соглашается с односельчанином Тахир Альмяшев, – чего им Рогожин сделал? Ничего плохого никому он не сделал. Это же вечная дорога у нас. При наших отцах и дедах была эта дорога здесь».   
Ирония судьбы в том, что рогожинскую дорогу в следующем году начнут-таки строить. После скандала чиновники убедились, что она действительно нужна жителям трёх сёл. Уже есть подрядчик и сметы составлены. Всё официально. Протяженность – 6 километров, ширина – 6 метров. 
«Да, на следующий год эту дорогу точно будут строить, – говорит заместитель главы по строительству, промышленности, транспорту и связи Кадошкинского района Сергей Захаркин. – На данный момент к нам пришла информация по проекту на согласование по поводу расположения водопроводных и электрических сетей». 
Получается, что на государственном уровне за одну и ту же дорогу кого-то будут хвалить и благодарить, а Игоря Рогожина судить. Странно, не правда ли? Велика вероятность, что Рогожина будут судить, а дорогу, которую жители Кадошкина уже прозвали «рогожинской», официально откроют. В прошлый раз на исход дела повлияли люди, уверены сторонники Рогожина. Когда к жителям трёх сёл Кадошкинского района подключились российские СМИ, общественники, уполномоченные по правам человека, справедливость восторжествовала. Жаль, что случилось это не в суде первой инстанции и не в головах следователей. Но все же помнят, что сила в правде?
Версия для печати Версия для печати