№ 17 (881)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: Об этом говорятВыпуск № 39 (279) от 26.09.2012
Картошка... гибнет вместе с деревней

Реализация «второго хлеба» в Мордовии становится острой проблемой

Много раз приходилось слышать, что некоторые наши села и деревни умирают, дескать, из-за того, что там прекратили работу бывшие колхозы и совхозы, закрылись школы и медпункты, почтовые отделения и магазины. Но эта лишь часть правды. Развалу крестьянского уклада жизни способствует и то, что нынче на селе  трудно держать живность, некуда сдать излишки молока и мяса с личных подворий, имеются сложности с реализацией картофеля и других овощей с приусадебных участков. В ряде населенных пунктов нет нормальных дорог и колодцев, не на чем привезти в деревню продукты первой необходимости...

 

 

Неделю назад в одном из сел Ромодановского района пришлось увидеть картину, которая до боли тронула наши сердца. Две пожилые женщины, родные сестры, копали на огороде картошку. Пенсионерки рассказали, что жалко оставлять землю неухоженной, вот и работают на ней почти со слезами на глазах. Одна старушка еле-еле выкапывает вилами из почвы корни картофеля, а другая, привязав к коленям старые вязаные детские шапочки, практически ползком собирает в ведро клубни.

- Урожай картофеля нынче неплохой, - говорит 78-летняя Евдокия Трофимовна К., - да не знаем, куда его девать. Кроме козы и десятка кур, у нас в хозяйстве больше никого нет. В прошлом году в деревню заезжали перекупщики из Саратова, сдали им 150 ведер картошки. Нынче не дождались. Да и не проедут заготовители до нас, ведь мост через речку снесло, а делать его никто не собирается.

Картофельная тема сейчас действительно у многих на устах. Если трудолюбивые сельчане ломают головы над тем, кому продать излишки овощей, то потребители, наоборот, ищут выгоду для себя: норовят купить продукт высокого качества и дешевле. А цены нынче, ой, как пестрят. 

В начале уборки картофеля, в последней декаде августа, стоимость ведра клубней на рынке колебалась в рамках 120-150 рублей. Непосредственно в селах такое же количество овощей можно было приобрести за 70-80 рублей. После длительных сентябрьских дождей была некая пауза на рынке сбыта картофеля. Зато теперь «аппетиты» продавцов несколько упали. Так, в ряде фермерских хозяйств республики картошку можно купить уже по 6 рублей за килограмм, а на рынках Саранска и райцентров Мордовии – примерно по 8-9 рублей. 

С другой стороны, в большинстве столичных  продовольственных магазинов (особенно в супермаркетах) цена не опускается ниже 12-15 рублей за килограмм. Покупают этот продукт в основном те, кто вовсе не ведает, откуда он завезен. Согласитесь, не каждый покупатель обратится к продавцу-консультанту показать сертификат на картофель. Толковый же потребитель быстро разберется: овощ-то зачастую оказывается иностранного происхождения. То ли из Турции нам привезут картофель, то ли из Польши, братской Белоруссии... Хотя в документах, вроде бы, «полный ажур», но нет четкой уверенности в том, что тот же картофель привезли в Мордовию без какой-либо заразы.

Благо, что бюджетные организации Мордовии (школы, больницы, дошкольные учреждения, интернаты для пожилых людей и т.д.) заключают договора на поставку овощей с одними и теми же партнерами, в основном мордовскими. Здесь, безусловно, присутствует прозрачная система контроля качества продукции. Однако наше общество состоит и из других граждан, которые тоже нуждаются в защите от, мягко говоря, недоброкачественной продукции. Загляните сейчас на любой рынок – и вряд ли вам кто из частников покажет сертификат на овощ, продаваемый прямо с земли или, в лучшем случае, с обыкновенных деревянных ящиков. Спрашивается: кто-то должен за этим следить? По закону, да. Но ведь не следят, как положено...

Помнится, в 90-е годы прошлого столетия, когда в России было безденежье, картофель, как второй хлеб, главенствовал на столах большинства семей – и сельских, и городских. От факта не уйдешь: даже мелочь с картофельного огорода шла в дело, оберегая от бескормицы животных в подсобных хозяйствах многих сельчан. Теперь все иначе. Крахмальные заводы республики, ранее работавшие именно на мелких клубнях, закупаемых у населения, канули в Лету. Никому не нужной стала мелкая картошка. Она выбрасывается в овраги, пустыри, кусты... Что, неправда? Ну, почему так происходит? 

Может, жить стали лучше? Тогда почему старики наши умирают в полном одиночестве? Год от года ужимаются огородные участки, а сдавать картошку все равно некуда. Разве можно назвать это явление улучшением жизненных обстоятельств?

Многие люди возмущаются работой заготовительных организаций, действующих на территории республики. И совершенно справедливо. Взять, к примеру, Мордовпотребсоюз. Его главная задача  – развитие единой системы заготовок, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. Звучит вполне ясно, но за этой фразой, с нашей точки зрения, не видна масштабная и эффективная работа. Впрочем, судите сами: из более 20 сельских муниципальных районов лишь в 13 действуют кооперативные организации Мордовпотребсоюза. 

О закупках картофеля лучше не задавать вопросы кооператорам. Даже слышать об этом они  не хотят. А ведь могли отправлять нашу мордовскую картошку и в Сибирь, и Приморье, где  минувшее лето было очень засушливым и неурожайным. Глядишь, и сельчан  выручили бы, и себе кое-что  заработали бы.

Если честно, в картофельных делах, наверное, есть большая доля вины руководителей администраций муниципальных образований. Как ни крути, это с попустительства районных властей у населения скупают недостаточное количество картофеля и других овощей. Подобная ситуация, скорее всего, способствует развитию теневого бизнеса. Так, чересчур предприимчивые люди покупают у сельчан картофель за копейки, а потом где-то продают его в 3-4 раза дороже. 

Буквально на днях столкнулись с ситуацией, когда в Атяшевском районе некоторые  дельцы забирали у односельчан мешки с картошкой, не обговаривая при этом закупочную цену. То есть люди отдавали продукт «под честное слово», надеясь на то, что коммерсанты все равно им вернут какие-то деньги. Куда везут картошку? В Самару, Петербург, Москву, Екатеринбург... А на прилавках наших супермаркетов тем временем красуется «заокеанская» картошка. Вот в чём парадокс жизни...

Н. Атласов.

 

Версия для печати Версия для печати
Коментарии