- Новости :: КультураВыпуск № 17 (933) от 23.04.2025
- Лучшие «Ave Марии» прозвучали в Саранске на инаугурации нового органа
Инаугурация органа, редкое событие, состоялась в Саранске в Вербное воскресенье.
Единственный орган в Мордовии находится в храме «Вельмема». В этот день на новом инструменте играла российская органистка, пианистка Мария Блажевич. Совместно с Анастасией Малашкиной, сопрано, они представили зрителям программу «Ave Мария и не только…». Популярная исполнительница регулярно даёт концерты в Саранске, и именно ей доверили первой играть на новом инструменте.
В лучшие соборы мира перенеслись зрители концерта «Ave Мария и не только…». В церкви «Вельмема» презентовали новый орган с современной системой Hauptwerk. Это значит, что инструмент может звучать на все лады, можно услышать и сыграть на всех вариациях органов – английском, немецком, французском, также барочном, романтическом. В вечер воскресенья зрители услышали разные типы органов, и в том числе как играл орган в XVII-XVIII веках, во времена Иоганна Себастьяна Баха. Его бессмертная «Токката и фуга ре минор» открыла концерт органной и вокальной музыки.О новом органе прихожане и священнослужители «Вельмемы» мечтали давно, средства на него собирали всем миром, помогли также спонсоры. Службы, конечно, уже проходили в сопровождении скрипки и старого органа. Но новый инструмент придаёт вдохновения всем, и в том числе музыкантам, которые уже интересуются, когда можно будет выступить в Саранске. И теперь, заверила нас администратор «Вельмемы» Екатерина Вильгельм, концерты в церкви расписаны до конца года.В Вербное воскресенье право представить новый орган выпало Марии Блажевич. Одна из самых гастролирующих артистов каждый день выступает в разных городах, к нам также приезжает регулярно. И пусть до настоящего момента орган в храме был далеко не лучшим, и далеко не все музыканты стремились играть на нём, Мария призналась в верности Саранскому лютеранскому приходу, что сюда её привлекали организаторы концертов: «Люди здесь очень хорошие и душевные, они меня этим пленили», – добавит Мария.Первый концерт на новом органе «Ave Мария и не только…» стал настоящим откровением для зрителей, погружением в красивейшую атмосферу, которая рождается, когда звучит «Ave Мария». К молитве к Богородице на протяжении веков обращались десятки композиторов, которые создали удивительные произведения. Мария Блажевич, признанная в 2021 году лауреатом премии «Органист года» в номинации «За самую яркую и концептуальную программу», и в Саранске устроила чудесный вечер их лучших произведений «Ave Мария», которые исполняли вместе с вокалисткой из Саранска Анастасией Малашкиной.С новым органом Саранск в тренде, потому что органные концерты в России набирают всё больше популярности. Больше, чем фортепианные, чем симфонические, заверяет Мария Блажевич. Если в Европе органная музыка – часто обыденное явление в силу того, что верующие привыкли к еженедельным церковным службам в сопровождении этого инструмента, что орган связан с религиозной культурой, то в России к органу относятся более романтично и даже наделяют мистическими характеристиками.К мистике ещё вернемся, а пока немного статистики. На всю страну примерно 200 органов, тогда как в европейских городках и сёлах по 10-15. Разница огромная, но, возможно, подобное положение только на руку и любителям органной музыки, и исполнителям. Органные концерты гарантированно распродаются и проходят при полных залах. А вот в каком пространстве выступать – в кафедральном соборе в Калининграде в зале на 700 мест или в соборе святых Петра и Павла в Москве, или в камерном зале церкви «Вельмема» в Саранске – нельзя сравнить. По крайней мере, в этом нас уверила Мария Блажевич: «В каждом зале своя прелесть. В Калининграде самый большой орган в России, но там нет камерности, этой близости и интимности, как здесь, в Саранске, когда исполнитель совсем близко от тебя, когда музыкант видит твои глаза, а ты смотришь в глаза исполнителя. Это особая обстановка, своя прелесть в каждом зале».А слушатели видят прелесть и в исполнительском таланте Марии Блажевич, и в её очаровании, и в мастерстве лектора рассказывать главное и интересное о духовной музыке так, что она становится понятнее, ближе, глубже.А сейчас момент мистики: как органная музыка и Бах спасли жизнь Марии. История давняя, но, слушая её сейчас, веришь в чудеса. В одном католическом храме после музыкального вечера осталась только Мария. Она репетировала концерт на органе, когда в церковь вошёл мужчина. С порога он заявил, что убьет её, потребовал денег. Телефон на зарядке лежал далеко, никто не мог прийти и спасти. Казалось бы.«Думаю: умирать, так с музыкой, – рассказывает Мария Блажевич. – Передо мной стояли ноты Баха, я выдернула все регистры на полную мощность, начала играть. И сначала этот человек под эту музыку стал дико плясать, выглядело, как шаманическая пляска перед крестом, перед алтарём. Играю дальше, произведение 8-9 минут длилось. Потом он залился слезами, упал на колени перед крестом и стал молиться. Сочинение закончилось, мужчина просто встаёт, и тихо уходит».Но если вы думаете, что со сверхъестественными историями закончено, то ошибаетесь. Иоганн Себастьян Бах ещё раз откликнулся на зов музыканта и спас однажды уже весь концерт. Когда электронный орган, а дело было в Сургуте, несколько раз «вылетал», обрывал произведения, перегружался – вот она современная техника – Мария решила принять ситуацию с юмором. И при свечах зрителям сыграть финальную в том концерте «Шутку» Баха из его «Оркестровой сюиты №2». Баху понравилось, Мария и «Шутку» доиграла, и всю программу исполнила. «Лёгкое отношение к жизни и юмор нас спасает. И это сочинение Баха доказало», – сказала музыкант.В Вербное воскресенье в Саранске концерт обошёлся без экстраординарных сюрпризов. Явлением стал весь концерт «Ave Мария и не только…», гармонично волшебный дуэт Марии Блажевич и Анастасии Малашкиной. Случился тот самый вечер, который пролетел на одном дыхании и который хочется повторить...Версия для печати