№ 49 (912)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: КультураВыпуск № 44 (908) от 31.10.2024
В Мордовии продолжается Международный фестиваль «Соотечественники»

 Фестиваль «Соотечественники» особенный – главная мысль, которая звучала на открытии и в преддверии его.

За 18 лет в Международном фестивале русских драматических театров участвовали почти 90 коллективов из стран дальнего и ближнего зарубежья. Сегодня ситуация изменилась, и далеко не все театры имеют возможность представить своё искусство в России, в столице Мордовии. Тем не менее за эти годы фестиваль сохранился, развивается и по-прежнему русский язык объединяет театры разных республик и артистов разных национальностей.

Довольно пасмурно с утра, морось, днём солнечно, к вечеру вновь хмуро, но удивительно тепло. Таким останется в памяти 25 октября 2024 года, когда в Саранске открылся XVIII Международный фестиваль русских драматических театров «Соотечественники». Одна из интересных мыслей, которую выдаёт – озвучивает мистер Вессен в постановке «Сарабанда. Прогноз погоды»: мы помним погоду в тот день, когда произошло знаковое событие, и, наоборот, память тоже действует. Фестиваль открыл Московский областной театр из Ногинска спектаклем по пьесе «Смит & Вессон» современного автора Алессандро Барикко. 
В этот вечер прозвучало немало воспоминаний из жизни фестиваля, рассуждений, должен ли он меняться, когда стал вполне совершеннолетним, обрёл лицо, авторитет, известность. Или, возможно, он просто должен развиваться – смыслы уже заложены. А название «Соотечественники» позволяет раздвигать границы театрального искусства.
Изначально фестиваль, и это помнят постоянные зрители, жители Саранска, был весенним, проходил в апреле, в марте. Обладал иным настроением. Сейчас в очередной раз он пришёлся на осень. И эмоциональная атмосфера меняется, но остаётся тёплой, что на открытии фестиваля отметил Глава Мордовии. Артём Здунов подчеркнул, как важно, что международный фестиваль значим для Саранска, и что гостей тянет в нашу республику. И опять же вспомнил недавнюю поездку в Китай, в котором стремятся к сверхвысоким скоростям передвижения. «Лично для меня фестиваль – машина времени, которая позволяет увидеть и почувствовать, как и чем жили предки. Именно на театральном фестивале за несколько дней можно   окунуться в атмосферу русских драматических театров сразу нескольких стран и регионов. Несмотря на то, что жизнь замирает, когда заходишь в театр, что исчезает суета, скорость театра намного больше».
Спустя несколько лет экспертный совет фестиваля вновь возглавляет Наталья Старосельская, театральный критик, главный редактор журналов «Страстной бульвар» и «Иные берега». Именно Наталья Давыдовна стояла у истоков создания «Соотечественников», во многом именно она, конечно, совместно с организаторами, выбирает, какие коллективы приедут на театральный праздник. В своё возвращение вспоминает, что определило сделать столицу Мордовии центром притяжения русских драматических коллективов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. Помогли в этом два имени, два великих человека. Учёный Михаил Бахтин, который четверть века прожил в Саранске, перерабатывал и осмыслял научные труды, и его теория смеховой культуры, карнавализации. А также Степан Дмитриевич Эрьзя, скульптор, мастер, известный в мире. И в частности, выстраивая идею фестиваля, опирались на мысль Бахтина, что вся культура должна быть тесно связана. И необходимо осознать нерушимые связи между тремя категориями: люди – эпохи – культура.
Наталья Старосельская подчеркнула: «В этом плане фестиваль состоялся, потому что жители бывших советских республик, которые стали самостоятельными, так и остались нашими соотечественниками. Кем бы они ни были по крови, национальности, их язык русский. Что касается республик, входящих в состав РФ, мы же тоже соотечественники, мы не иностранцы, кто бы мы ни были по крови. И связь эпох обязательно в каждом фестивале присутствует: играется то, что называлось когда-то «от Гомера до Превера», от классических до современных авторов. Присутствует связь людей, которые это играют, через которых мы воспринимаем связь эпох, потому что ищем в произведениях, написанных много веков назад, то, что сегодня отзывается на наши беды, радости, то что формирует нашу культуру, то, что в конце концов и формирует наши характеры». 
Многие коллективы или критики участвуют в фестивале не первый раз. Из прошлых приездов вспоминают гостеприимство Саранска, неравнодушие зрителей к театральному миру. Член экспертного совета фестиваля Елена Глебова отметила, что очень важно, когда в городе есть свой фестиваль. Это свой бренд, который придаёт театру, куда бы он ни выехал в России или за рубеж, определённый вес, потому что Саранск напрямую соотносится с «Соотечественниками».
Театральный праздник в Мордовии подружил коллективы из Армении и Азербайджана. Это ещё одна удивительная история от Натальи Старосельской. Как артисты этих двух стран, конфликт между которыми имеет глубокие корни, сначала были вынуждены посмотреть постановки друг друга, потом оказались на общем празднике, пусть за разными столами. Но по просьбе Рустама Ибрагимбекова, помните, автор сценария «Белого солнца пустыни», запела песню азербайджанская актриса, продолжила петь артистка из Еревана. В итоге все вместе танцевали. «Но мое абсолютное потрясение, что они дружат до сих пор, – рассказала Наталья Давыдовна. –  Значит, рухнули какие-то барьеры, которые хранились в сугубо этой национальной культуре, и объединил их Саранск. Для меня это одно из самых важных событий». 
Тему соотечественников продолжил художественный руководитель и режиссёр Московской областной драмы Михаил Чумаченко. Он ответил, что с удовольствием побывал бы на фестивале, на котором присутствовал бы китайский лидер Си Цзиньпин: «Для меня он соотечественник, потому что он цитирует роман Чернышевского». Это произошло на саммите БРИКС в Казани.
А в чём можно было позавидовать Михаилу Чумаченко, так его признанию себя счастливым человеком: в театре он ставит только то, что «безумно любит». И Саранску он преподносит любимого современника, итальянского писателя Алессандро Барикко, чьи пьесы сегодня ставятся в театрах России, и по чьим произведениям сняты фильмы «Легенда о пианисте», «Шёлк».   
«Сарабанда. Прогноз погоды» – спектакль со смыслами. Мультимедийные технологии создают на сцене красоту природы, которая подталкивает к безумным идеям: мощный Ниагарский водопад, жёлтую луну на небе, пляшущий костёр. Герои живут с мыслями, как найти себя в жизни, доказать всем, что ты что-то из себя представляешь, что ради этого можно даже рискнуть и спрыгнуть в бочке по Ниагарскому водопаду! И пусть об этом узнают все, начиная с родителей! Пусть напишут об этом в газетах! И тогда придут деньги и слава. А вот разумность поступка, цена, которую за него заплатишь, – для героев дело не первостепенное. Выбирать приходится всем, оптимизм помогает далеко не всегда.  
Фестиваль «Соотечественники» закроется 31 октября. Театральную неделю завершит Центральный академический театр Российской Армии. Коллектив представит сразу две свои постановки: «Дом под снос» по пьесе Анатолия Крыма и «Женитьбу» по Гоголю, которую покажут на большой сцене театра оперы и балета имени Яушева. 
 
Версия для печати Версия для печати
Коментарии