№ 17 (881)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: СпортВыпуск № 21 (313) от 22.05.2013
Как полюбить спорт

Владимир Алексеев –  о разносторонней физической подготовке школьников

Владимир Иванович Алексеев работает учителем средней общеобразовательной школы № 11 города Саранска.  Это педагог, который считает, что обычный урок физкультуры вести бессмысленно, поэтому пытается как-то заинтересовать детей и заставить их полюбить спорт. И надо сказать, это ему хорошо удается. Как старатель, вымывающий золото на приисках, он год от года ищет талантливых юных спортсменов, за счет которых затем пополняются спортивные резервы ведущих тренеров республики. Владимир Иванович не просто педагог, но и друг для своих учеников. На перемене к нему свободно подходит любой его ученик. Посоветоваться или рассказать какую-то запутанную и нелогичную историю, которые случаются с подростками. Пусть рассказанное не будет иметь никакого отношения к его предмету, но его давний принцип «Я учитель, а, значит, надо думать вместе с доверившимися ребятами, как выправить положение», работает беспрерывно. 

 

 

- Владимир Иванович как Вы связали свою жизнь со школой? 

- Жить в Саранск из Ленинграда мы переехали, когда я был еще школьником. Сначала занимался боксом, затем борьбой. После этого плавно переключился на лыжные гонки, вслед за тем - на легкую атлетику. И тут же попал к лучшему на тот момент тренеру Мордовии Ивану Антоновичу Фатькину. Человеку универсальному и дальновидному. Дети у него занимались всеми дисциплинами легкой атлетики, вплоть до метания копья, диска, молота, прыжков с шестом. Мы даже в спортивном зале у него прыгали в длину: он сам оборудовал для этого специальную яму с песком. Изюминкой его методики являлась многоплановая физическая подготовка детей. Занимались мы не только легкой атлетикой и лыжными гонками, но и игровыми видами спорта. В десятом классе я бежал одну из самых сложных дистанций – 3000 м с барьерами с ребятами старше себя и выиграл. Это стало для всех неожиданностью, но только не для Фатькина. В 70-х закончил Смоленский государственный институт физической культуры и вернулся в Саранск. Работал в разных школах, а в год дефолта, в 2008 году, пришел в 11-ую школу. Собирался уехать из Мордовии в Ленинградскую область, откуда мне поступило предложение стать директором спортивной школы, но обвал рубля изменил все мои планы.

- Вы переняли какие-то принципы работы с детьми у своего наставника?

- От Ивана Антоновича перенял принцип, что детям нужна разносторонняя физическая подготовка. Здоровье ребят – то, без чего не может быть полноценной учебы, а позже и работы. С одной стороны, нынешние школьники подвержены умственному и нервному напряжению, а с другой – гиподинамия, нехватка движения, физических усилий. Есть из-за чего бить тревогу: немало школьников ходят в очках, резко помолодели такие серьезные болезни, как гипертония, холецистит. В каждой школе появились не по годам грузные дети с нарушением обмена веществ. Я уверен, что в разрешении этого противоречия огромная роль принадлежит массовой физической культуре, а приобщает к ней человека школа. Поэтому работаю по принципу: сначала массовая физическая культура, а потом, при наличии способностей, наработка спортивных результатов. 

- Есть ли у Вас какие-то личные наработки или принципы в работе с учащимися?

- Главным является принцип «золотой середины». Я, как говорил выше, закончил Смоленский институт физической культуры, и у меня были очень хорошие педагоги. Один из них всегда твердил о законе «средних нагрузок». 

- Что это значит? 

- Нельзя перегружать ребенка, нужно искать золотую середину. Тренировку продлишь – плохо, недоработаешь – тоже отрицательный эффект. В подготовке руководствуюсь физическим состоянием начинающего спортсмена. Поэтому для каждого способного ученика определяю индивидуальную систему нагрузок, чтобы не переборщить. По ходу тренировки слежу за самочувствием детей. Кроме того, многие игнорируют такую интересную методику, как бег по лестнице. После определенной программы тренировок по бегу по лестнице, ребята показывают очень хорошие результаты на соревновательных беговых дорожках и часто выигрывают у соперников. 

- Как проходят ваши занятия?

- У меня широкий охват детей: с 5-го по 11-го класс. Если вижу предпосылки к какому-то виду спорта, изначально не стараюсь привязать его к достижению результатов по этому направлению. Они делают все: и в волейбол играют, и бегают, и прыгают в длину, и метают молот и многое другое. В прошлом году у меня появился талантливый мальчик, который хорошо бежит короткие дистанции. Я его передал тренеру ШВСМ РМ Вячеславу Бусарову. 

- С беговыми дисциплинами легкой атлетики все понятно: есть инфраструктура и прочие условия для занятий. А как Вам удается выявлять у детей способности в технических дисциплинах? Ряд ведущих на сегодняшний день молодых спортсменок Школы высшего спортивного мастерства Республики Мордовия, таких как Мария Феоктистова, Маргарита Гунькина, Евгения Белоклокова, Анна Шипилкина, Ваши ученицы. 

-  У меня еще с советских времен сохранились снаряды: и диски, и молоты, и ядра. Стал бы учить детей не только толкать ядро и метать молот, но и метать диск. Однако метание диска практически не включается в республиканские соревнования. Технику же прекрасно знаю. Меньше года назад я заметил, что у Ани Шипилкиной очень хорошо, даже лучше, чем у мальчиков, получается выполнять технические дисциплины. Стал с ней больше заниматься по этому направлению. Когда она стала показывать неплохие результаты, я передал ее в группу метателей Сергея Николаевича Литвинова, где уже занимались Маша Феоктистова и Маргарита Гунькина. Как я их уговаривал! Вы не представляете, скольких усилий мне стоило, чтобы девчонки согласились. А теперь они являются победителями и призерами всероссийских соревнований, первенств России и Мордовии. Они еще очень молоды, и если они будут дальше заниматься, их ждут большие перспективы.  

- Что для Вас является предметом гордости в Вашей работе?

- Спорт – всегда новый рубеж преодоления трудностей, всегда счастье побед, прежде всего, над собой. Предмет моей самой большой гордости – слабенький мальчик, который пристрастился к школьному баскетболу или к бегу и регулярно ходит на тренировку. Или девочка, которая была болезненной, неловкой, а теперь растет сильной, здоровой и на уроки физкультуры спешит с радостью!

А. Царькова.

 

Версия для печати Версия для печати