№ 17 (881)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: Человек и закон (+16)Выпуск № 14 (358) от 02.04.2014
Ошибки молодости

Участники «Юго-Запада» осуждены за убийство Еникеева

Три месяца понадобилось Верховному суду Мордовии, чтобы рассмотреть самое громкое преступление 90-х – убийство Олега Еникеева: депутата Саранского горсовета, бизнесмена, преподавателя университета с ученой степенью кандидата наук и, по версии следствия, руководителя ОПГ «Еникеевские». За преступление 18-летней давности держали ответ участники группировки «Юго-Запад» - 42-летний Виктор Грушев и 38-летние Михаил Аникин и Равиль Хайров. В последнем слове подсудимые назвали преступление ошибкой молодости и заявили, что раскаялись в содеянном. В понедельник суд огласил приговор великовозрастным уже бывшим «бойцам».

 

Автоматная очередь и три «контрольных»

Несмотря на то, что с момента преступления минуло почти 20 лет, дерзкую расправу над Еникеевым, который несколько дней не дожил до 33-летия, многие жители Саранска помнят до сих пор. Расстрел в университетской аудитории, на глазах у студентов, поверг город в шок, ведь только по счастливой случайности полтора десятка первокурсников не попали под автоматную очередь. Преступление произошло 27 октября 1995 года в 4-м корпусе МГУ им. Огарева. Около часа дня в аудиторию на втором этаже, где читал лекцию Еникеев, ворвались неизвестные в масках и открыли стрельбу из автомата. Расстрел продолжался считанные секунды, этого времени с лихвой хватило, чтобы изрешетить преподавателя пулями. Тем не менее киллеры были настроены серьезно: после автоматной очереди в жертву выпустили три «контрольных» выстрела из пистолета. 

Дело о расправе в университете быстро попало в разряд «глухарей». На след «бойцов» правоохранители вышли лишь спустя 17 лет, когда уже никто и не верил, что преступление раскроют. В октябре 2012 года в ресторане одного из московских торговых центров  по подозрению в совершении «долгоиграющего» - протяженностью в несколько лет - вымогательства был задержан Грушев, который впоследствии признался в убийстве Еникеева. Еще двух участников «расстрельной команды» искать не пришлось: Аникин к тому времени «топтал зону», а Хайров спокойно жил  и работал  в Саранске. Лишь четвертый фигурант – Сергей Ларькин – до сих пор находится в розыске.

 

«Отказаться было нельзя!»

Как рассказывали на процессе подсудимые, в «юго-западскую» группировку они вступили в начале 90-х. Грушев попал в «семью» бригадира Алексея Чиснякова, а позже стал подчиняться Алексею Блохину, Хайров и Аникин –  под крыло авторитетного тогда деятеля Игоря Николаева. Примерно в 1995 году  между «юго-западскими» и еще одной сильной в городе группировкой под предводительством Андрея Борисова произошел конфликт, в котором «борисовских» поддержал Еникеев. По версии следствия, Еникеев и сам по себе составлял серьезную конкуренцию «Юго-Западу», так как под его контролем находилось множество коммерческих объектов, он активно развивал бизнес и располагал большими деньгами. По всей видимости, Блохину и Николаеву депутат и бизнесмен  мешал довольно сильно, поскольку в октябре 1995-го они решили устранить его. В «боевое братство» «записали» по два человека с каждой стороны: Грушева и Ларькина – от «блохинских», Хайрова и Аникина – от «николаевских». Хайрову доверили роль киллера с автоматом, Ларькин должен был добить Еникеева из пистолета ТТ, а Грушеву и Аникину поручили стоять на «стреме» и в случае надобности прикрывать «коллег по цеху». «Отказаться мы не могли: за это нас самих могли устранить», - свидетельствовали на заседаниях подсудимые. Впрочем, по словам Хайрова, он пытался «выйти из игры», но Николаев настаивал, и Равиль не осмелился пойти наперекор «начальнику». «Боялся за свою жизнь», - признался он. 

Как поведал суду Грушев, выслеживать Еникеева оказалось делом опасным. Наблюдая за «объектом», его напарник Ларькин переодевался в женскую одежду, поскольку охрана бизнесмена запросто могла вычислить «шпиона». Ликвидировать преподавателя получилось со второй попытки. В первый раз «предприятие» сорвалось: забрав оружие из подсобки 12-й гимназии, в ожидании команды по рации «бойцы» собрались в подвале дома, расположенного неподалеку от места проведения «акции», но сигнала в тот день не поступило… Кстати, Еникеева не оставили в покое даже после убийства. Как пояснил один из свидетелей по делу, на похоронах присутствовали люди Блохина, которые отслеживали «конкурентов». Потом «агенты» показали могилу Чиснякову, а спустя еще какое-то время неизвестные сожгли ее… 

 

Заказы и жертвы

Но и самим предполагаемым заказчикам убийства Еникеева не удалось пожить долго и счастливо. Уже в следующем году все более укрепляющий свой авторитет Блохин увидел в Николаеве сильного соперника по криминальной деятельности и дал указание подчиненным устранить его. 6  июля 1996 года Грушев и Чисняков выследили 24-летнего «приговоренного» возле дома №10 по ул. Р.Люксембург и расстреляли из пистолетов ТТ. 

Кроме того, в 2001 году Грушев получил от Блохина задание ликвидировать предпринимателя Валерия Пугачева, который не хотел идти под «крышу» криминала. В компаньоны к нему был определен некий Малыгин. Однако убить бизнесмена парень так и не решился. В итоге преступление совершил Алексей Чижанов, который, по данным следствия, в «блохинской» группировке отвечал за устранение неугодных людей. 25 июня он застрелил Пугачева из обреза охотничьего ружья во дворе дома по улице Косарева. Свидетелем убийства стал несовершеннолетний сын предпринимателя…

Тем временем и Блохину, и некоторым его подчиненным оставалось совсем немного. 22 мая 2002 года исчез Алексей Чисняков. Через три месяца выяснилось, что его убили. Прервалась жизнь и Алексея Чижанова. В январе 2003 года в Санкт-Петербурге неизвестные расстреляли Блохина, пережидавшего в северной столице «криминальную войну». После его убийства Аникин перешел под руководство Коннова и Печникова, и вместе с последним и еще 12 подельниками в 2011 году «загремел» в места не столь отдаленные за руководство преступным сообществом «Юго-Запад». 

 

Три десятка лет на троих

…В ходе процесса защита и подсудимые настаивали на прекращении уголовного преследования из-за истечения срока давности деяния (согласно УК, по особо тяжким преступлениям он составляет 15 лет). Тем не менее окончательно решать вопрос по статье, предусматривающей пожизненное лишение свободы (что соответствует преступлению Грушева, Хайрова и Аникина), законодательство предоставляет суду. Суд, в свою очередь, не счел возможным освободить фигурантов громкого дела от уголовной ответственности и отправил их в места лишения свободы. Виктор Грушев и Михаил Аникин проведут в колонии строгого режима 15 и 13 лет соответственно. Равилю Хайрову назначено 9,5 лет общего режима. Приговор не вступил в законную силу. 

Версия для печати Версия для печати