№ 17 (881)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: Об этом говорятВыпуск № 31 (843) от 03.08.2023
Без газа

 Из-за коммунальной аварии в Саранске две многоэтажки остались без голубого топлива 

На минувшей неделе в Саранске в двух многоэтажных домах на Химмаше из-за коммунальной аварии пришлось перекрыть газ. Неполадки устранили быстро, а вот вернуть голубое топливо потребителям ресурсоснабжающая организация пообещала лишь после того, как все жильцы заключат договоры на техническое обслуживание. Объясняют это соображениями безопасности, однако ситуация в столице республики уже не первая. В этом году по такому же сценарию, когда бюрократия смешивается с бытовыми услугами, люди сидели без газа на ТЭЦ- 2 и на Юго-Западе. Есть ли компромисс в этой истории?
Мария Антипова тщетно поворачивает ручку на панели управления газовой плиты, ничего не происходит – газа нет. «Не включается с обеда субботы, – жалуется женщина. – Я как раз 22 июля вернулась с дачи и обнаружила, что плита у меня не работает. Потом в домовом чате соседи написали, что и у них проблема та же. Пришлось доставать электрический чайник, а еду разогревать в микроволновке».  
 Наталья Бочкова – одна из тех, кто сразу же позвонил в газовую службу. Там женщину просветили, что возле соседнего дома на улице Косарева случилась авария, устраняют последствия. Ждите. Вот только сколько ждать, никто не объяснил. Не было внятного ответа и в воскресенье. Только утром понедельника на подъездах дома №3 корпуса 1 на улице Косарева появилось объявление: «Уважаемые собственники, сообщаем вам, что включение газоснабжения будет произведено после заключения договора на обслуживание ВКГО с АО «Газпром газораспределение Саранск». Убедительно просим вас заключить договора. Дирекция УК «Домоуправление №31».
 
Авария
 Звонок в аварийно-диспетчерскую службу с улицы Косарева поступил в первом часу дня. Жильцы дома №3 корпуса 2 жаловались на запах газа рядом с подъездом. Бригада специалистов обнаружила утечку в сварном шве газопровода на вводе в дом, относящегося к внутридомовому газовому оборудованию. За общедомовое имущество отвечает управляющая компания. Она же заключает договор с ресурсоснабжающей организацией, в данном случае – с «Газпром газораспределение Саранск», которая проводит техобслуживание этого газопровода. 
 В соответствии с планом, предусмотренным на такие случаи, бригада приступила к ликвидации аварии. Для этого перекрыли запорную арматуру, отключающую подачу голубого топлива в двух соседних многоквартирных домах: 5-ти и 9-тиэтажке. В результате без газа осталось 150 квартир. Через некоторое время, когда из трубы выветрились остатки вещества, шов заварили. Теперь, чтобы вернуть в квартиры газ, необходимо соблюсти все нормы безопасности. 
 По стоякам внутри подъездов проводятся испытания на герметичность – опрессовка каждого стояка газопотребляющей сети. Далее при свободном доступе в квартиру, при непосредственном участии специалистов АО «Газпром газораспределение Саранск», а также в присутствии собственника жилого помещения производится пуск газа. При соблюдении этих условий, в том числе заключении договора на техническое обслуживание газопотребляющего оборудования, пуск газа осуществляется штатно, без задержек. 
 Срок действия договора – 3 года. Примерно раз в год необходима проверка газового оборудования специалистами. На момент аварии на Косарева, в двух домах договоры на техническое обслуживание были заключены только с 6 квартирами.
 
Опасения жильцов: газовщики или аферисты?!
 Проблема не столько в нежелании собственников квартир открывать незнакомым людям дверь, сколько в недоверии. В последние несколько лет в России участились случаи мошенничества, когда под видом работников газовой службы приходят аферисты, выманивают деньги и исчезают, а люди остаются без денег наедине с нерешёнными проблемами.  
 «Я не отказываюсь заключить такой договор, – рассказывает Наталья Бочкова. – Только нам непонятно, почему по подъездам ходят разные люди, не предъявляют ни одного удостоверения – ни личности, ни работника газовой службы, просто заключите договор, дайте 660 рублей, если да, если нет – просто уходят. Вот рядом со мной стоят соседи, у которых заключены такие договора, но у них газа сейчас нет так же, как и у меня». Аналогичная ситуация и с соседней пятиэтажкой. Если по стояку хотя бы в одной квартире не будет договора на обслуживание, страдать всему дому. 
 Чтобы приготовить еду для малолетней дочери, Наталье пришлось уехать с ребёнком в деревню за 25 километров от Саранска. А кто-то, наоборот, в субботу только вернулся с дачи, чтобы делать из ягод и овощей заготовки на зиму. «Нам говорят прямым текстом: пока все 120 квартир в вашем доме договор не подпишут, газа вам не видать. А как теперь быть, – возмущается Алевтина Орешкина, – нам как пищу готовить?! На чём и где? Жить-то как? В нашем подъезде несколько квартир пустуют – в одних жильцы москвичи, давно там живут и работают, появляются тут раз в год, коммуналку платят и обратно. Одна семья вот только в Крым отдыхать улетела. Они же отпуск не отменят сейчас, не развернутся на полпути. Мы все не против этих договоров, но надо же как-то по-человечески делать, а не так». «Даже не за себя, а за пенсионеров страшно, – вздыхает Мария Антипова. – Не все с современной техникой управляться умеют. Да и забывают же, что и где включили. Вот сейчас, пока отключено, могут повернуть вентиль в режим «пуска» и не вспомнить про это. Вот вам и взрыв. Мы уже 3 дня сидим без газа и ещё неизвестно, как долго придётся это необязательное лишение терпеть теперь». 
 
Пресс-конференция по горячему поводу
 После сюжета на 10 канале руководство АО «Газпром газораспределение Саранск» решило прояснить ситуацию. Во вторник, 25 июля, местных представителей СМИ пригласили на пресс-конференцию. Главный инженер ресурсоснабжающей организации Андрей Нищев, он же заместитель генерального директора, начал рассказ с важных цифр. 
 «На сегодняшний день в Мордовии очень высокий уровень газификации 94,4% – это 872 населённых пункта в 23 районах или 360 тысяч домовладений. Цифра периодически чуть-чуть меняется, сейчас 31 тысяча абонентов отключены от газовой сети по объективным причинам, про них расскажу позже. Оставшиеся 330 с лишним тысяч потребителей должны ежегодно допускать к себе специалистов нашей организации для технического осмотра газопотребляющего оборудования, причём, не реже 1 раза в год. В соответствии с требованием Постановления Правительства 410 от 14.05.2013 года «О мерах безопасности при предоставлении коммунальной услуги «Газоснабжение» и обеспечении безопасности при техническом обслуживании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», а также по правилам поставки газа 549, утверждённым Постановлением Правительства». 
 Безопасность потребителей газа зависит от нескольких факторов: мониторинга использования газопотребляющего оборудования, аварийно-диспетчерского обеспечения обслуживания газового оборудования, технического обслуживания газопотребляющего оборудования. 
 «Все давно привыкли, что газ – это удобно, чисто, стабильно, – продолжает рассказ Андрей Борисович, – но при этом все потребители забывают о мерах безопасности и своих обязанностях. За отказ от заключения договора на техобслуживание и отказ в допуске специалиста для осмотра оборудования предусмотрены штрафные санкции с последующим отключением абонента от сети. Прежде потребитель получает несколько уведомлений о проведении техобслуживания, составляется акт о недопуске, данные направляются в жилищную инспекцию на вынесение штрафа. Кстати, сейчас Правительство РФ рассматривает предложение об увеличении суммы штрафа с 1-2 тысяч рублей до 10-20 тысяч для физических лиц. Также в числе причин отключения потребителей от газовой сети значатся дебиторская задолженность по оплате за поставленный газ, эксплуатация неисправного газопотребляющего оборудования, самовольный перемонтаж сети газопотребления, самовольное подключение к сети газопотребления – как с целью хищения газа, так и какая-либо самостоятельная замена элементов газопотребляющего оборудования. Ещё раз повторюсь, данные виды работ имеют право производить только специалисты нашей организации», – подчеркнул Андрей Нищев. 
 И напомнил, что за самовольное подключение той же газовой колонки предусмотрен штраф от 10-20 тысяч рублей – это пункт 7.19 Кодекса об административных правонарушениях. Наиболее часто такие «серые» потребители выявляются на территории Саранска и Рузаевского района в многоквартирных домах, чуть реже – в частном секторе других районов республики. Обычно люди приобретают новую колонку, снимают старую и пытаются самостоятельно переустановить, что часто приводит к аварийным ситуациям.
 «Наверное, все помнят случай на ТЭЦ-2 зимой, когда горе-специалист перепутал подводку воды и газа. Что происходит далее? Вода заполняет газопровод, в итоге отключают от голубого топлива весь многоквартирный дом. Иногда бывает так, что заполняются водой не только стояки в подъездах домовладения, а вода проникает и в подземную сеть газопровода, тогда может пострадать уже не только данный дом, но и несколько соседних. Что само собой чревато большим объёмом аварийно-восстановительных работ, специалистам приходится в каждой квартире разбирать сети, сливать воду. Удалять ту же воду из подземного газопровода с привлечением землеройной техники. А потом искать виновника, которому придётся оплатить затраты на устранение аварии». 
 Приостановка подачи газа в жилые многоквартирные или частные дома происходит по следующим причинам: залитие газопровода, нарушение целостности трубы третьими лицами (например, когда при ДТП машина сносит трубу газопровода или копали траншею под водопровод, а задели газовую трубу), негерметичность – утечки в сварных соединениях: высохшая смазка либо лопнувшая гибкая подводка. 
 
Вернёмся на улицу Косарева
 Жительница дома Анна Елистратова пишет: «То есть почти 10 лет газовая служба не могла обеспечить заключение договоров со своими абонентами, не могла обязать явиться в абонентский отдел для заключения договора или вывесить объявление об обходе жильцов сотрудниками службы с целью заключения договоров на техобслуживание на основании данного Постановления Правительства РФ. А теперь, когда случилась утечка газа, нужно судорожно заключить со всеми договоры, а также искать собственников, которые не проживают в своих квартирах! И что предлагаете – полгода нам сидеть без газа, пока всех не разыщут?» 
 Заместитель генерального директора компании Андрей Нищев приводит важный аргумент: «Все в курсе новостей и статистики по России, аварии из-за неисправного газового оборудования происходят очень часто. Последняя – буквально в этот понедельник. 24 июля рано утром в Татарстане в городе Нижнекамске. Взрыв на первом этаже многоквартирного дома. Специалисты не исключают утечку бытового газа. Их расселяют временно в пункты пребывания, никто не знает, пригоден дом для дальнейшего проживания или пойдёт под снос. Никто не хочет, чтобы такое произошло в Саранске. Если мы не можем обеспечить все требования безопасности при пуске газа, то есть если где-то в какой-то квартире открыт вентиль газовой плиты, мы не имеем права возобновлять подачу газа сейчас. Мы дождёмся жильцов, когда они появятся, чтобы после испытаний и подтверждения исправности всего газопотребляющего оборудования включать газ».
 
Компромисса не существует, а договор заключить придётся?! 
 «Мы надеемся, что жители улицы Косарева проявят свою гражданскую позицию и свяжутся с нами по телефонам: 04, с сотового – 104, по номеру колл-центра *13-04. По любому из этих номеров можно оставить заявку о готовности предоставить доступ для проверки оборудования нашими специалистами, а также о заключении договора на техническое обслуживание», – отметил Андрей Нищев. На данный момент в доме №3 корпуса 2 по улице Косарева пуск газа осуществлён полностью. В соседнем доме №3 корпуса 1 собственники в 66 квартирах пока на контакт не идут. 
Другой момент, который возмущает потребителей газа в Мордовии – что услуга по замене оборудования платная.
 «Стоимость рассчитывается исходя из наличия оборудования. Одна плита с учётом количества конфорок – 332 рубля на техобслуживание, 101 рубль – проверка герметичности сварных соединений и туда же входит аварийно-диспетчерское обеспечение. Имеется в виду 24 часа 7 дней в неделю в любое время звоните и приедет специалист для устранения аварии. Расчёт такой: 661 рубль, если одна плита; 606 рублей – если варочная панель; если к плите добавляется газовая колонка – ещё плюс 523 рубля; если в наличии котлы двухконтурные, напольные, разной мощности – дополнительная надбавка; опять же в частном секторе стоимость бывает выше, если газифицирована баня, теплица, гараж; отдельная плата за пункт редуцирования газа на участке домовладения», – уточнил Андрей Нищев. 
 Стоит ли удивляться, что желающих заключить договор без таких радикальных мер, как тотальное отключение, мало? 
 
Версия для печати Версия для печати