Юридическая клиника Виктора Адушкина

Здесь граждане Мордовии могут получить самые квалифицированные правовые ответы на свои вопросы

Что такое юридическая клиника и кому она нужна? Чем могут помочь студенты-юристы? Как руководство Средне-Волжского филиала Российской правовой академии Министерства юстиции России оценивает их работу? Об этом и многом другом мы говорим с руководителем юридической клиники Адушкиным Виктором Александровичем.

 

– Виктор Александрович, что такое юридическая клиника? Когда впервые появился этот термин?

– Впервые термин «юридическая клиника» в 1855 году использовал профессор Казанского университета Дмитрий Мейер в статье «О значении практики в системе юридического образования». «Я позволяю себе это выражение, – писал Мейер, – имея в виду, что клиника сама по себе означает только применение знания к делу». В этой же статье он отметил, что им самим была устроена юридическая клиника, куда частные лица являлись за советами, которые давал сам профессор в присутствии студентов.

В то же время были сформулированы основные требования клинического обучения: бесплатный характер оказания услуг, требования к квалификации и опыту практической деятельности руководителей, допуск к обучению в клинике студентов, ограничение видов оказываемой помощи и т. д.

Юридическая клиника сегодня – это участник негосударственной системы бесплатной юридической помощи. Будучи им, она стремится поддерживать качество своей работы на высоком уровне. Это позволяет, с одной стороны, готовить более квалифицированных специалистов в области юрис-пруденции, а с другой – оказывать квалифицированную юридическую помощь гражданам.

Юридическая клиника  Средне-Волжского филиала РПА Минюста России была основана в октябре 2007 года с целью получения студентами направления «юриспруденция» профессиональных практических навыков юридической деятельности, закрепления теоретических знаний, полученных в ходе изучения правовых дисциплин. Бесплатная юридическая помощь гражданам и общественным организациям оказывается здесь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, претензий, ходатайств, исковых заявлений и других документов правового характера. Причем консультации в юридической клинике дают  студенты старших курсов, и только под контролем преподавателей.

– Какую юридическую помощь оказывают студенты-юристы?

– В юридической клинике мы ведем работу с реальным клиентом, организовываем выездные юридические консультации по договоренностям с учреждениями и организациями, а также принимаем участие в правовом просвещении населения Саранска в ходе подготовки и дачи ответов на вопросы по различной правовой тематике. Полагаю, что именно практика работы с реальным клиентом создает более полное представление о профессиональной деятельности юриста. При этом одна из основных задач студента – уметь не только анализировать законы, но и совмещать факты реальной действительности с юридической нормой.

Большим плюсом является  и то, что в процессе проведения консультаций в юридической клинике студент учится налаживать контакт с посетителями клиники, отличать реальные факты от их интерпретации клиентом, отрабатывает навыки ведения дел от момента первичного интервью до передачи готового ответа клиенту. Любой юрист должен грамотно выполнять определенные виды работ с документами, налаживать профессиональное взаимодействие с организациями и органами, осуществляющими правовую деятельность, владеть навыками общения и взаимодействия с клиентами, уметь  организовывать и планировать различные виды профессиональной деятельности. Именно этому и учит наша юридическая клиника.

Юридическая клиника нашего филиала оказывает бесплатную юридическую помощь (в том числе в составлении жалоб в прокуратуру, исковых заявлений и заявлений в суды общей юрисдикции) по различным отраслям права: трудовое, гражданское (в том числе жилищное), семейное, налоговое, наследственное, административное, право социального обеспечения и исполнительное производство. На сегодняшний день нами дано более 1000 консультаций гражданам при личном приеме, через СМИ и большинство из них в письменном виде.

– Как организованы учебный процесс и прием посетителей в вашей юридической клинике?

– К работе в юридической клинике привлекаются студенты старших курсов под руководством преподавателей, являющихся специалистами по соответствующему направлению деятельности клиники. На первом этапе студенты получают теоретические знания в сфере анализа и подготовки дел к разбирательству, внесудебного урегулирования, проведения переговоров, техники оказания консультативной помощи, разработки нормативных, управленческих и служебных документов, проведения их правовой экспертизы. Только после освоения азов теоретической части студенты приступают к практической деятельности – юридическому консультированию посетителей.

Несмотря на то, что в Федеральном законе «О бесплатной юридической помощи» перечислены категории граждан (в основном малообеспеченные и малоимущие инвалиды пенсионеры и т.п.), кому юридическая помощь оказывается бесплатно, наша юридическая клиника помогает всем обратившимся. И не только жителям Саранска, но и всей республики.  Запись на прием осуществляется прямо в клинике, можно и по телефону: 23-38-89, а также  письменно через  газету «Мордовия» и на сайте филиала. Вопросы принимаются, как устно, так и письменно. Если правовая проблема обратившегося подпадает под те отрасли права, по которым юридической клиникой оказывается помощь, то мы регистрируем вопрос. Для этого клиент сообщает свои фамилию, имя, отчество, адрес и контактный телефон, краткую информацию о существе правовой проблемы, а также иную информацию по просьбе сотрудника консультации. Однако, если посетитель не желает дать все свои данные, то это не может быть причиной отказа в оказании консультации. Не рассматриваются вопросы и дела, относящиеся к тематике уголовного и предпринимательского права. 

Консультирование клиентов, обратившихся в юридическую клинику, производится в своем большинстве не менее чем за две встречи. Однако, когда вопрос не представляет сложности для студента-консультанта и на это получено согласие педагога-куратора, гражданин может получить консультацию при первой встрече. Вместе с тем по делам, требующим более продолжительного периода рассмотрения, срок консультирования может быть увеличен. Первая встреча происходит в момент обращения посетителей и представляет собой подробный рассказ обратившегося о правовой проблеме студенту-консультанту. На первой встрече гражданин передает студенту-консультанту копии документов, необходимые для разрешения дела. Вторая встреча, в ходе которой гражданину непосредственно оказывается правовая помощь, назначается студентом-консультантом после согласования ее времени с обратившимся человеком. В случае возникновения вопросов, требующих дополнительного времени для подготовки, по усмотрению студента-консультанта назначаются последующие встречи.

Таким образом, качество правовой помощи обеспечивается особой системой подготовки студентов, а также контроля со стороны куратора-преподавателя.

– С какими вопросами жители республики обращаются чаще всего?

– С самыми разными. Например, как написать заявление о взыскании алиментов? Что делать, если решение суда о взыскании алиментов уже есть, а алименты так и не выплачиваются и на момент обращения к нам уже положенные по закону и взысканные по решению суда эти самые алименты? Множество вопросов связано с наследством: как правильно составить завещание, в каком порядке наследуют наследники, как получить наследство, если срок для его принятия пропущен и т. д. Немало вопросов по трудовому праву, взысканию долгов, защите прав потребителей и множество других.

– Нагрузка на студентов не мешает их учебе?

– Опыт нашей работы показывает, что они начинают относиться к учебе более ответственно, так как убеждаются в практической целесообразности получения  системных теоретических знаний. В юридической клинике им удается на практике понять их и преобразовать в умения и навыки.

Бесценный практический материал, наработанный на консультациях, студенты с успехом используют в своей научной деятельности. Во время подготовки к консультациям им приходится анализировать большой объем нормативной литературы, просматривать огромное количество судебных решений по подобным вопросам, что, в свою очередь, приводит к накоплению знаний и желанию высказать свое мнение по той или иной проблеме. А это и есть повод для написания научной статьи!

В ноябре 2013 года студенты нашей юридической клиники приняли участие в четвертой Всероссийской научно-практической конференции, посвященной развитию юридических клиник, и в работе Школы клиницистов, где выступили со своими тезисами.  Мероприятие проходило в Москве под эгидой «Центра развития юридических клиник России». Наши студенты  принимали активное участие в работе «круглого стола» по теме: «Проблемы реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи». 

– Как руководство филиала оценивает работу вашей юридической клиники?

– Скажу однозначно: если директор нашего филиала Кулешова Галина Петровна заинтересована в работе клиники, оказывает нам помощь и понимает нужность этого вида деятельности со студентами, то это о чем-то говорит.

В восприятии юридических клиник на первом плане всегда будет стоять их социальная роль – оказание юридической помощи тем гражданам, кто по известной  причине не в состоянии оплатить дорогостоящие услуги квалифицированного юриста. Это обстоятельство учитывается органами государственной  власти.

Так, в сентябре 2014 года в Управлении юстиции Российской Федерации по Республике  Мордовия состоялся «круглый стол» по вопросам работы с несовершеннолетними, в котором приняли участие руководитель Управления юстиции по РМ Девятаев Ф.П., Уполномоченный по правам человека в Республике Мордовия Ястребцев Ю.А., Уполномоченный по правам ребенка в Республике Мордовия Юткина Н.Е, а также представители региональной прокуратуры, МВД РФ по Республике Мордовия, представители администрации г.Саранска, Адвокатской палаты, члены Общественной палаты  и т. д.

В рамках работы «круглого стола» помимо обсуждавшихся вопросов было сообщение руководителей юридической клиники МГУ и нашего филиала о результатах оказания бесплатной юридической помощи населению Саранска, изучен опыт взаимодействия с органами муниципальной власти и правоохранительными органами. Участниками «круглого стола» в резолюции была дана положительная оценка деятельности нашей юридической клиники, а также были высказаны рекомендации по использованию накопленного опыта.

Работа нашей юридической клиники получила высокую оценку и со стороны средств массовой информации, о чем свидетельствуют благодарственные письма СМИ в наш адрес от посетителей и организаций за активное участие в повышении правовой культуры  и оказание правовой помощи жителям города.

В наших планах - дальнейшее развитие деятельности юридической клиники. Я думаю, мы на нужном и интересном пути, шагая по которому, студенты-клиницисты со студенческой скамьи начинают себя реализовывать и приносить пользу людям. Успех нашей клиники – это успех  нашего вуза - Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, в котором много делается  для расширения возможностей повышения качества профессионального обучения.

 

В.Сергеева.


Personal web page Mordovia newspaper (с)