Защитить сбережения от мошенников: новые правила банков |
Больше 300 миллионов рублей перечислили мошенникам жители региона в этом году. Сотрудники МВД постоянно предупреждают о возможных нечестных схемах и рекомендуют бросать трубку, если звонит неизвестный. Банки в свою очередь придумывают всё новые и новые варианты защиты сбережений граждан. Но эти меры не всегда работают. «Всего с начала года в Мордовии жертвами злоумышленников стали почти 800 человек, – озвучивает статистику старший оперуполномоченный уголовного розыска МВД по Мордовии Тимур Вергазов. – Только за август в органы внутренних дел Мордовии с заявлениями о хищении денежных средств обратились более 90 местных жителей, которые отдали мошенникам 43 миллиона рублей».
Самыми распространёнными способами обмана в августе стали продление действия договоров услуг связи, защита от несанкционированного списания с последующим переводом сбережений на так называемый «резервный счёт», оформление кредитов неизвестными на жителей Мордовии. Таким образом у 40 человек «утекло» почти 23 миллиона рублей. Ещё 16 человек перечислили мошенникам 13 миллионов под предлогом трудоустройства и инвестирования денежных средств. 1 миллион рублей 22 потерпевших потеряли во время продажи и покупки товаров на сайте бесплатных объявлений, в социальных сетях и на платформе популярных маркетплейсов, подытожил Тимур Вергазов.
Банк России пытается со своей стороны защитить граждан от злоумышленников. Для этого с 1 сентября вступили в силу некоторые нововведения. Появился обязательный «период охлаждения» – это время между подписанием кредитного договора и моментом перечисления заёмных денег. Придётся выждать 4 часа, если вы берёте до 200 тысяч рублей, и двое суток, если сумма кредита больше. За «период охлаждения» человек сможет взвесить риски, посоветоваться с родными и одуматься, если находится под влиянием телефонных мошенников. Изменения не касаются кредитов и займов до 50 тысяч рублей.
Ещё банки ужесточили защиту от дропперов. Эксперт отделения Национального банка по Мордовии Волго-Вятского главного управления Банка России Сергей Домнин объясняет: «Теперь банк обязан отказать клиенту в заключении договора об использовании электронных средств платежа, если сведения о клиенте есть в базе данных Банка России о мошеннических операциях. Мы обязаны это сделать, если в нашу базу данных поступила информация от МВД России. Уже с 15 мая этого года для таких клиентов введён лимит – они не могут переводить себе или другим людям больше 100 тысяч рублей в месяц».
Также с 1 сентября банки ограничили выдачу через банкомат наличных больше 100 тысяч рублей в месяц, если владелец карты находится в базе данных о мошеннических операциях. Для получения наличных на более крупную сумму человеку необходимо обратиться в отделение банка с паспортом или другим документом, удостоверяющим личность.
«Ещё одно важное нововведение, – рассказывает Сергей Домнин, – у людей появилась ещё одна возможность защитить себя и близких от мошенников. Они могут подключить сервис «второй руки». Контроль над банковскими операциями можно доверить родственнику или другу, у которого будет право подтверждать или отклонять денежные переводы, если они покажутся ему подозрительными. При этом у помощника не будет доступа к счёту и права на самостоятельные операции». Эта мера позволит защитить от мошенников наиболее уязвимых граждан, в первую очередь пожилых людей. А также усилить родительский контроль за переводами подростков, которые часто оказываются вовлечёнными в схемы дропперства.
Всё больше случаев, когда злоумышленники убеждают людей снимать наличные через банкоматы и отдавать им деньги, в том числе с помощью токенизированных или виртуальных карт. Поэтому с 1 сентября 2025 года банки, которые оформили клиенту платёжную карту, обязаны при выдаче наличных через банкоматы проверять, не находится ли человек под воздействием мошенников, не совершает ли эту операцию злоумышленник.
Но как же банкомат «распознаёт» неладное? Он учитывает время суток, нестандартную для человека сумму или место нахождения банкомата. Ещё один признак, указывающий на то, что могут действовать мошенники, – клиент банка пытается снять деньги в банкомате в течение 24 часов после оформления кредита. О мошеннической схеме Центробанку может говорить и смена номера телефона для входа в интернет-банк.
Как только банк фиксирует, что операция по снятию наличных соответствует одному из признаков, он немедленно должен сообщить об этом клиенту. В течение 48 часов снять больше 50 тысяч рублей в сутки через банкомат не получится. Если человек находится под влиянием мошенников, то эта пауза позволит ему обдумать своё решение. Но важно помнить, снять более крупную сумму в этот период можно в отделении банка.
|
Personal web page Mordovia newspaper (с) |