Иван-чай, выручай!

 Житель Саранска Артём Петров занялся сбором дикоросов

Крестьянско-фермерское хозяйство – это не только производство молока, мяса и сбор картофеля-лука. КФХ Петрова производит ферментированный иван-чай, а также собирает травы и ягоды, которыми богат наш край. О всей пользе природных закромов, – в нашем материале. 
 
Грант для начала
Житель Саранска Артём Петров с детства увлекался травничеством. Несмотря на городскую прописку, он мог с легкостью найти  в лесу зверобой, тысячелистник, таволгу и другие растения. Всему этому его научила бабушка – каждое лето он проводил у нее в Кочкуровском районе. Вместе они ходили по грибы и ягоды, собирали ароматные травы. Из каждого такого похода Артём возвращался с дарами леса, прекрасным настроением и целым багажом знаний.
Со временем детское увлечение переросло в серьезное занятие.  Молодому человеку нравилось собирать иван-чай и удивлять необычными презентами своих родственников и друзей. 
– В век урбанизации природные богатства ценятся очень высоко, – рассказывает Артём. – Но самое главное, что я получал огромное удовольствие от самого процесса. Потом появились заказы на чай, и я понял, что моё хобби может приносить доход.
Начинающий предприниматель пополнил знания на молодежном форуме «Инерка», обучился у известной травницы. Затем получил грант на развитие своего КФХ, которое он основал в пос. Рассказово Кочкуровского района – так сказать, вернулся к своим корням. На полученные средства Петров купил сушильный шкаф, подвяливатель, роллер для скрутки чайного листа.  
Так, благодаря поддержке Минсельхоза, в Мордовии появилось собственное производство ферментированного Иван-чая. 
О его уникальных вкусовых качествах известно многим, но мало кто решается поставить это дело на производственный поток. Хотя польза во всех смыслах у нас буквально под ногами…
– В Мордовии иван-чай, или как его еще называют кипрей, растёт повсюду:  на берегах рек и вдоль дорог, в лесу и в поле. Цветёт с конца июня до середины августа. С одной стороны, он легкодоступен. Сейчас его гораздо чаще можно встретить, потому что меньше стало коров – его не съедают и не вытаптывают, и он быстро распространяется, – рассказывает наш собеседник. – Но с другой стороны, процесс изготовления иван-чая очень трудоемкий, поэтому не каждый захочет им заниматься. 
Чтобы сохранить всю пользу и неповторимый вкус кипрея его лучше собирать  до цветения и при особых условиях, – раскрывает «секреты» травник.  Собранный лист не любит влагу и свет. Его обязательно подвяливают. На чайный полуфабрикат влияет даже атмосферное давление – при низком лист рвется, а это влияет на качество скрутки, то есть эстетический вид продукта. Выручает не только знание технологии, но и техника. Современный роллер позволяет фермеру скрутить 5 кг листьев за полчаса. 
Следующий важный этап – ферментация под прессом. Он длится не более 8 часов. Еще 4 часа отводится на сушку в специальном шкафу, а далее чай должен немного «отлежаться» в «безвоздушных» условиях и только потом будет его упаковка вручную. 
Удобные «пакетики с застежкой», в которых обычно продаются заграничные семена чиа, КФХ со своим логотипом покупает на заказ. В остальном вся производственная цепочка – от поля до упаковки зависит только от усердия Артёма и его супруги, ну и, конечно, от того, насколько будет щедрый год на дикоросы. 
Пользуется спросом Иван-чай не только в Мордовии, но и далеко за ее пределами. До эпидемии коронавируса его постоянно заказывали даже в Турцию. 
 
«Кофе» из желудей
Но не только чаем единым богаты природные закрома. Всего под логотипом местного  КФХ выпускается порядка 40 наименований дикоросов: липовый цвет, душица, зверобой, аптечная ромашка, таволга, чага, подорожник и т.д. Супруги Петровы знают, где в Мордовии растут пихта, валериана и чабрец. За это время они уже составили свою карту растений, которые разрешены к сбору. Трудовой сезон у них начинается, как только сойдет снег – с заготовок березовых почек, корневищ девясила, одуванчика, лопуха и т.д. Завершится он поздней осенью – сбором плодов боярышника и шиповника.  Иногда им приходится идти туда, где практически не ступала нога человека. Благо, что дикие звери относятся к травникам спокойно и не трогают их. 
– Сборы, которые продаются в аптеках, стоят дешевле, – отмечает предприниматель. – Но у нас только ручная сборка трав и плодов, в чем и преимущество. Это значит, что в пакетике не будет посторонних примесей трав. Ради интереса я покупал аптечные сборы, поэтому увидел разницу в качестве. 
В упаковку идут не только дикоросы. Аптечную ромашку, например, в КФХ культивируют – выращивают на своем участке и арендованной земле у местного сельхозпредприятия.
До недавнего времени в своем производстве травник использовал и привозное сырье – заказывал импортный черный и зеленый чай, который уже обогащал мордовскими добавками. Но сейчас время такое, что ставку надо делать на свой продукт. 
– Мы хотим заняться импортозамещением. А почему бы и нет?! – рассуждает глава КФХ. – Чай уже выпускаем! Замена кофе у нас тоже есть. Нет, это не цикорий. Им мы не занимаемся. У нас своя «фишка» – «кофейный напиток» из желудей. Все новое – это хорошо забытое старое! Возрождаем традиции! 
Чтобы приготовить альтернативу кофе,  уже отработана своя  технология. Желуди собираются осенью, высушиваются; уже в начале зимы чистятся вручную, затем поджариваются и перемалываются. Потом этот порошок, который по цвету напоминает кофе, заливаешь кипятком и можно наслаждаться! Ароматный горячий напиток без кофеина имеет неповторимый вкус и хорошо тонизирует. 
Есть у КФХ и другие планы по развитию. Появилась в хозяйстве своя небольшая пасека. Здесь знают, что чай и мед – отличное сочетание. 
– Мы все равно работаем вместе с пчелами, – говорит Артём, – вот и решили еще ульи у себя поставить. Мед продаем в магазинах от местной агрофирмы. В дальнейшем планируем поставлять и другие продукты пчеловодства. Сейчас еще мыловарением ручной работы занялись, конечно, с нашими натуральными добавками – травами и плодами растений. В общем, нам есть что предложить рынку. 
Раньше свою продукцию Петровы в основном распространяли на виртуальных площадках. В рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в центре «Мой бизнес» они получили важную услугу – продвижение своего бренда в социальных сетях. 
– Это здорово помогло заявить о себе, – отмечает предприниматель. – Ведь самое главное занять свою нишу на рынке. Теперь нас уже хорошо знают и количество заказчиков с каждым годом растет. Сейчас планируем осваивать площадку «Озон» – уже получили такое предложение. В первую очередь, конечно, представим свой иван-чай. В дальнейших планах получить сертификат, удостоверяющий, что наша продукция органическая. Это позволит двигаться дальше. На органику есть запрос, а мы стремимся быть в тренде!
С.Родионова. 
 

Personal web page Mordovia newspaper (с)