Ростки дохода

 В Саранске набирает популярность сити-фермерство

Горожане, мечтающие о грядках, могут выращивать редис, брокколи и рукколу на зелень в своих квартирах. Сити-фермерство становится трендом. Полезные ростки все чаще выбирают не только адепты здорового образа жизни, но и желающие получить доход со своих «зеленых подоконников». О том, как заработать на «ботве», – в нашем материале. 
 
«Микрозеленая семья»
Супруги Илья и Ольга Скворцовы из Саранска выращивают в своей квартире микрозелень больше года. Им активно помогает  восьмилетняя дочь Даша. 
– Мы – «микрозеленая семья», – говорят о себе Скворцовы.
Микрозелень – это «молодые» растения, полезных веществ  в которых гораздо больше, чем во «взрослых». Плюс они необычно смотрятся на тарелке, в отличие от обычного зеленого лука или укропа, поэтому радуют не только желудок, но и глаз. В среднем высота таких всходов не более 5-7 сантиметров, и срезаются они уже через неделю-две после появления. 
Для справки: впервые микрозелень начали выращивать шеф-повара дорогих ресторанов в США еще в 1970-х годах. Постепенно «зеленые подоконники» стали завоевывать весь мир.
– Идея сити-фермерства появилась сама собой, – рассказывает Илья Скворцов. – Хотелось заняться чем-то необычным и перспективным. Вместе с тем – быть дома, а не вдали от него. Я работал вахтовым методом в Москве. Скажу честно: «Надоело»! Я сразу рассматривал микрозелень как бизнес-проект, а не просто как источник витаминов для своего стола. Для себя ее, кстати, и не остается. Микрозелень расходится на рынке хорошо. Считаю, что нам удалось занять свою нишу. 
Сегодня среди постоянных заказчиков Скворцовых крупные рестораны Саранска. Берут ее и обычные горожане. Обычно те, кто следит за своим питанием и фигурой. Как правило, это  женщины разных возрастов. А вот представители сильного пола зеленые побеги не очень-то жалуют. За все время мужчины делали у Скворцовых заказы не более пяти раз, и то, возможно, для того, чтобы побаловать или удивить своих прекрасных дам. 
 
Грядки на балконе
– Некоторые на старте вкладывают в микрозелень по 50-100 тысяч рублей, – рассказывает сити-фермер Илья. – У нас все было гораздо скромнее. Затратили порядка 20 тысяч рублей. Поскольку мы не арендуем помещение. Справляемся своими силами, в обычной городской квартире. Сначала для микрозелени выделили подоконник, а когда заказов стало больше, под это дело отдали балкон. Его, кстати, пришлось утеплить.
Приобрели супруги и специальные лампы, стеллаж, где сейчас умещается 60 боксов с микрозеленью,  субстрат и прочие «прибамбасы» для  огородничества в квартире. К слову, обычные семена для выращивания микрозелени не подходят – только специальные, которые выгоднее заказывать килограммами в интернет-магазине, а не покупать маленькими пакетиками в обычном супермаркете.
Пришлось саранским гринфермерам пройти и специальные курсы по выращиванию микрозелени от специалистов из других регионов. 
– Это гораздо выгоднее, нежели ждать результата, экспериментируя методом проб и ошибок. Хочу сказать, что все затраты у нас окупились довольно быстро – за полтора месяца. Двадцать тысяч в месяц на микрозелени может заработать даже новичок, – считает Илья. – Не могу сказать, что  у нас нет конкурентов, тем не менее это перспективное дело. Тренд! 
 
Бизнес в один «клик»
Малые ростки требуют большого внимания. В холода их надо обогревать, в жару – обдувать, ежедневно – поливать, но при этом не залить, чтобы зелень не заплесневела. А еще надо следить, чтобы всходы не переросли, тогда уже потеряется их нежный вкус. 
– У «зеленых», как и у обычных фермеров, нет выходных, – говорят супруги. – Нельзя посеять семена и забыть про них даже на пару дней. Мы выращиваем несколько культур: подсолнечник, горох, рукколу, кресс-салат, кинзу, редис, брокколи. Семена высаживаем два раза в неделю. Готовую микрозелень не срезаем, а продаем ее в лотках – так она дольше остается свежей. Как правило, покупатели делают небольшие заказы – по 50-100 граммов. 
Первоначально Скворцовы  продвигали свою микрозелень в Интернете. В социальных сетях супруги стали рассказывать о своих зеленых продуктах, которые выращены без всякой химии. Но лучшей рекламой стало «сарафанное радио» и отзывы покупателей. 
– Самые первые заказы у нас поступили от одного из саранских отелей, – отмечают сити-фермеры. – Мы сразу были нацелены на сотрудничество с крупными клиентами. Отвозим микрозелень в рестораны регулярно – обычно два раза в неделю. 
В начале этого года Ольга Скворцова зарегистрировалась в качестве самозанятой, что стало необходимо для развития своего дела.   Сделать это оказалось проще простого – скачала специальную программу на телефон. Никаких хождений по кабинетам и сборов документов. На все про все – буквально несколько минут и регистрация в один «клик». 
Некоторые, кстати, решают зарабатывать на микрозелени, используя инструмент социального контракта. 
– Сейчас есть все возможности для развития своего дела, – уверены сити-фермеры. – В Мордовии реализуется региональный проект «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами» в рамках  нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Это значит, что даже такой небольшой бизнес как наш, может получить поддержку на всех этапах развития от идеи до воплощения ее в жизнь и расширении в дальнейшем. Об этом мы тоже мечтаем. Хотелось бы открыть магазин микрозелени в торговом центре города, чтобы здоровые продукты питания стали еще ближе к потребителям. 
С.Родионова.

Personal web page Mordovia newspaper (с)