№ 13 (877)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: АктуальноВыпуск № 25 (681) от 17.06.2020
Образование: дуальное и триальное

В  Мордовии прошла региональная интернет-конференция «Среднее профессиональное образование: модели и лучшие практики реализации дуального и триального обучения».

За онлайн столом собрались представители учебных учреждений, предприятий Мордовии, чтобы поделиться опытом, практиками. О необходимости модернизировать среднее профобразование Владимир Путин говорит в Послании Федеральному Собранию. Это касается и переоснащения мастерских, и подготовки студентов, готовых после выпуска включиться в производственный процесс, без старой традиции переобучения с чистого листа.  

О практико-ориентированных технологиях заговорили еще в 2013 году. За прошедший период внимание к дуальному образованию не ослабело. В 2018 г. состоялся 1-ый Всероссийский форум «Наставник», нацеленный на развитие института наставничества в профессиональной среде, о модернизации профподготовки говорили на совещании по вопросу развития системы среднего профессионального образования в Екатеринбурге. Так что понятие дуального образования как интеграции теории и практики для многих не новое. Смысл в том, чтобы разделить обучение, т.е. 30-40% лекций, семинаров в стенах колледжа и 60-70% практики на предприятии, в условиях реального производства.

Дуальное образование – не про то, чтобы студент постоял рядом со специалистом, посмотрел, как идет конвейер, крутится станок. Но влился в процесс изнутри, был рабочим. И после такого обучения компания захочет, по замыслу системы, принять в коллектив именно такого выпускника, которого сами обучили, чьи умения, мастерство уже заточены под это конкретное производство, услугу. Модель эффективная, что подтверждают во всем мире. 

В Мордовии по принципу дуального образования занимаются, как минимум, 15 лет. Его пробуют все профучреждения. «Но одни работают уже масштабно, другие только набивают руку», – отмечает Елена Куршева, начальник отдела профессионального образования Министерства образования Мордовии. – «Главная проблема в том, что образовательные организации сами предлагают социальным партнерам сотрудничество. А в идеале, в действительности, работодатель должен быть инициатором партнерства, озвучивать, что ему нужны сотрудники, что он на месте адаптирует студентов к условиям работы, потому что потом выпускники  придут трудиться к ним». 

 

«Обучение должно вестись на самой передовой учебной и производственной базе». 

В этом утверждении не сомневается ни одна из сторон обучающего процесса. Согласны и студенты, у которых повышаются шансы трудоустроиться по специальности сразу после окончания техникума или колледжа, и появляется уверенность в будущем. А может быть и так, что практическая часть на предприятии станет профориентацией. Не все в 15-16 лет после окончания 9 классов готовы ответить, кем хотят работать. Это и возможность войти в профессию, и определенная социализация.

Кроме того, современное оборудование, отвечающее всем инновационным требованиям производства, для профессиональных колледжей часто недоступно. И еще впереди то переоснащение учебных заведений, которое наметили в рамках нацпроекта «Образование».

Важно!

В рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» (Повышение конкурентоспособности профессионального образования) национального проекта «Образование» в конкурс включились колледжи 81 региона России. Он предусматривает предоставление из федерального бюджета в 2021 году средств на обновление материально-технической базы. От Республики Мордовия на конкурсный отбор на 2021 год приняты заявки от 15 ведущих профессиональных образовательных организаций региона.

Организаторы онлайн-конференции, Министерство образования и Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников «Педагог 13.ру» подчеркивают, что учебному заведению важно найти сильного социального партнера, с кем можно уверенно развивать такой знакомый институт наставничества. Эту проблему решают, правда, с разным успехом. Возможно, в компаниях не хватает мест для новых специалистов, вчерашних студентов, спрашиваем мы, потому и предприятия не готовы брать на себя серьезные обязательства.

«Я не думаю, что не хватает рабочих мест, – отвечает Елена Куршева, – скорее работодатель занят своими специфическими делами, а студенты оттягивают на себя определенную дозу внимания. Здесь обязательно должны быть закрепленные люди, которые занимались бы обучающимися. Одно дело – короткая практика. А когда студент на дуальном обучении, ему нужно особое внимание, больше присматриваться, и потом доверить работать рядом. Некоторые предприятия не хотят изначально испытывать трудности. Хотя потом они вздохнули бы с облегчением».

 

«При модернизации системы профессионального образования нужно обязательно учитывать стратегию регионального развития». Владимир Путин 

Опытом социального сотрудничества на конференции поделился Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности. Здесь давно обучают студентов по принципам дуального образования. И с сентября 2020 года вводят триальное обучение. Когда теория колледжа дополняется практикой на производстве и усиливается научными исследованиями.

Лариса Савоськина, заместитель директора по производственному обучению, рассказывает об особенностях системы в их учебном заведении: «Мы поставили задачу отойти от принятой в стране германской схемы дуального обучения, приблизить его к российской действительности. Мы работаем на основе инновационной площадки «Разработка эффективной модели в условиях инновационного развития перерабатывающих предприятий». Т.е. разработали форму приемлемую и нам, и нашим социальным партнерам-предприятиям. Мы сконцентрировали часы теоретического материала, практических, лабораторных практик. У нас получилось 20% теории и 80% практики.

Например, как работает эта схема в России в других учебных заведениях? Начинается учебная неделя: в понедельник, вторник, среду дети занимаются в колледже, а в четверг, пятницу, субботу уходят на предприятие, там работают в цехах. Начинается новая неделя, они опять три дня в колледже, а потом три дня на предприятии. Такой разрыв не дает эффекта, которого достигли мы. Мы сконцентрировали теорию, в колледже преподнесли, и потом на 2-3-4 месяца, в зависимости от курса, дисциплины, студенты выходят на предприятие. Их сразу оформляют, берут в цеха на рабочие места.

Студенты погружаются в реальную производственную среду. С ними работает наставник. Поэтому, например, 4-5 курсы, которые завершают обучение, уже готовые специалисты. И на производство выходят не просто рабочими, а руководителями среднего звена, экспертами по качеству, мастерами, помощниками мастеров. Такой уровень».

Подготовка кадров для инновационного социально-ориентированного развития перерабатывающих предприятий 

Продолжением дуальной формы становится триальный формат обучения. Научными исследованиями Торбеевский колледж занимается с профильными учеными-преподавателями МГУ имени Н.П. Огарева. Сейчас согласовывают вопросы сотрудничества с московскими вузами перерабатывающей промышленности. 

Во внеурочное время, до открытия инновационной площадки по триальному образованию, преподаватели вместе со студентами ведут исследовательскую деятельность по разработке мясной и молочной продукции на базе, технологиях предприятия-партнера, изучают новейшие технологии переработки. Совместно разрабатывают дисциплины, которые напрямую готовят специалистов под конкретное, не приближенное к реальному, а настоящее производство. 

Нина Разгуляева, заместитель директора по учебной работе отмечает, что триальное обучение позволяет обучать специалистов в соответствии с перспективными требованиями рынка труда и производства по определенной квалификации и компетенции. «Соответственно, мы будем готовить конкурентоспособного выпускника, – подчёркивает Нина Дмитриевна. – Сегодня у нас разработана программа реализации проекта триального обучения, в ней выделены аналитико-проектировочный, экспериментальный и обобщающий этапы.

По каждому определены содержание, используемые предметы, прогнозируем результаты и формы распространения этих результатов.  В учебный план включаются новые дисциплины, изучаются инновационные технологии переработки, как, например, производство продуктов национального значения, зарубежный опыт переработки молока, мяса и т.д.».

Но далеко не всем профессиональным учебным заведениям везет иметь крепко стоящего на ногах социального партнера, готового поддерживать студентов, будущих рабочих, мастеров предприятия. Крупные компании и заводы идут на встречу учебным заведениям. Но специалисты образовательной сферы ждут от них большего отклика. «Хотелось бы, чтобы предприятия в нас поверили», – говорит Елена Куршева, – чтобы ушли от стереотипа, что студент-практикант под ногами мешается. Он должен приносить благо, но прежде должен научиться. Нам бы хотелось более тесного сотрудничества. Не только подписания договоров об учебной программе между учебным заведением и предприятием, но и закрепление их на практике, в каждодневной работе. Помните, как раньше у предприятий были базовые учреждения. Сейчас в основном учебные заведения многопрофильные, но хотелось бы, чтобы связи восстанавливались».

Т. Ланская.

 
 
Версия для печати Версия для печати
Коментарии