№ 16 (880)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: Об этом говорятВыпуск № 36 (640) от 04.09.2019
Жизнь на доверии

 Как укрепить психологическое здоровье ребенка?

Начался учебный год, а значит, стресса в жизни школьников, студентов и их родителей станет больше. Поэтому неудивительно, что в сентябре увеличивается число обращений к психологам. Как правильно «выйти» из каникул?  Что мешает ребенку учиться? Как укрепить психологическое здоровье школьников? Об этом и многом другом в интервью журналисту газеты «Мордовия» рассказал руководитель «Молодежного телефона доверия» Анатолий Володин. 
 
-Анатолий Викторович, когда у нас говорят о здоровье, то в первую очередь подразумевают физическое состояние. Хотя по определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Вашей службе приходится работать именно с психологическим здоровьем обратившихся. А как его диагностировать по телефону, например, у школьников? 
– Заочно это, конечно, сделать непросто. Мы можем говорить  лишь о признаках  нарушения психологического здоровья. К ним можно отнести повышенную утомляемость, раздражительность, снижение восприятия и внимания, ухудшение запоминания, формирование негативного отношения к обучению, нарушение дисциплины, неустойчивое настроение и т.д. А в целом надо обращать внимание на такие  моменты как характер общения школьников со сверстниками и взрослыми, уровень овладения способами регуляции эмоциональных состояний, особенностями самосознания. Большую роль играет и то, как ребенок преодолевает трудности, какая у него мотивация. 
- Почему психологическое здоровье не менее важно, чем физическое? 
– Психологическое здоровье многое предопределяет в жизни ребенка. Это не только предпосылка для его эмоционального благополучия и физического здоровья, но и хорошей успеваемости в школе, а также последующая успешная социализация, решение вопроса о выборе жизненного пути. Можно сказать, что это состояние психологического благополучия, комфорта человека в системе отношений к себе, другим и обществу в целом. На психологическое здоровье влияют различные факторы: характер, темперамент, а также особенности воспитания и развития; самооценка человека и т.п. Надо понимать, что трудная жизненная ситуация бывает у каждого человека, но к ней нужно относиться, как к временной, не загонять себя в «угол». После черной полосы всегда бывает белая! 
– В этом году  молодежному телефону доверия исполнилось 25 лет. С какими психологическими проблемами к вам обращается чаще всего подрастающее поколение?
– В подростковом возрасте это, конечно, взаимоотношения с родителями, конфликты со сверстниками, проблемы с успеваемостью в школе. Старшеклассников чаще всего волнует подготовка к ЕГЭ, любовные взаимоотношения. Следующая возрастная категория – студенты. Им бывает непросто найти общий язык с одногруппниками, разрешить любовные конфликты... А вообще очень часто дети жалуются на своих родителей. Им не хватает банального внимания и любви. К сожалению, создавая материальную базу для своего ребенка, родители забывают о других своих обязанностях, все чаще откупаясь модным гаджетом, и таким образом, поручая воспитание ребенка социальным сетям. А потом взрослые хватаются за голову, поскольку  у детей развивается Интернет-зависимость.
- Вы затронули очень важную тему.  С одной стороны, жизнь современного человека невозможна без Интернета (те же школьники многие задания выполняют в режиме онлайн), но с другой, - виртуальный мир имеет свойство затягивать в себя. Как найти золотую середину и когда уже пора бить тревогу?
– Не надо полностью отказываться от гаджетов. Если ребенок немного пообщается в Сети или поиграет, то в этом ничего плохого нет. Главное, чтобы компьютеры не вытеснили живое общение. Переходя на смайлики, люди перестали испытывать настоящие эмоции. А общение с социально-значимыми людьми – это важный компонент психологического здоровья. Если родители перестают интересоваться жизнью своего ребенка, то эта ниша быстро заполняется случайными людьми, которые впоследствии имеют на него больше рычагов влияния, чем родственники, и это очень опасно! Бить тревогу надо тогда, когда ребенок проводит больше времени в Интернете, чем в реальной жизни. А когда он сутками просиживает за компьютером, забывает есть и спать, то без помощи специалистов уже не обойтись. 
- Некоторые родители, чтобы оторвать ребенка от Интернета, записывают его во всевозможные секции, чтобы у него не было ни одной свободной минуты. Как вы относитесь к этому?
– К выбору секций надо подходить разумно. Заинтересовать спортом, музыкой или другим творчеством – правильно, но не надо «перегибать палку». Ребенок сам должен сделать выбор: чем он хочет заниматься. Зачастую родители реализуют в ребенке свои несбывшиеся мечты и не смотрят, есть ли у ребенка такое желание или способности к этому. Это некое психологическое насилие, которое ни к чему хорошему не приведет, только повысит уровень тревожности или понизит самооценку у их чада. Ребенку всегда нужно предоставлять многовариативность, чтобы у него была возможность выбора. 
Еще одна тенденция сегодняшнего времени: для многих родителей ребенок – это проект и они хотят, чтобы он был успешным. Мама и папа непременно желают, чтобы их сын или дочка поступили в вуз, хотя у них, может быть, нет на то способностей. В итоге, если их ребенок не оправдает надежд, то в его адрес сыпятся обвинения. Все это ведет к отдалению его от родителей – это защитная реакция на негатив. А надо стараться, чтобы в отношениях между близкими людьми все-таки больше было позитива и любви – это главные двигатели прогресса в воспитании ребенка. 
- Многие родители еще хотят, чтобы их ребенок учился на круглые пятерки. Но не все знают, что таким детям грозит «синдром отличника», с которым в жизни приходится нелегко…
– Отличники имеют высокий уровень притязаний, который у них сопряжен с повышенной тревожностью. Они все и сразу хотят сделать идеально, боятся совершить малейшую ошибку, поэтому испытывают сильнейший стресс. Порою в реальной жизни отличники не достигают больших успехов. Среди них есть и «зубрилы», которые кропотливо учат уроки, но очень быстро все забывают. Конечно, знания важнее хороших отметок! 
– Продолжим тему обучения. Сегодня очень популярно раннее развитие детей. Чуть ли не с двух лет деток учат читать и годика в три - писать. Не идет ли это в ущерб эмоциональному развитию?
– Есть одаренные дети, которые гораздо раньше своих сверстников, учатся читать, писать и считать, причем без особых трудностей. Но это – особая категория. Если мы говорим про обычного ребенка, то если он всему научится гораздо раньше времени, то в первом классе  может заскучать. Эти знания могут быть даже вредны – как бы не пришлось ему переучиваться, ведь, как известно, у каждого педагога свой стиль обучения. Я считаю, что всему свое время. В раннем возрасте лучше всего уделять внимание эмоциональному развитию, раскрытию творческих способностей, развитию мелкой моторики ребенка. 
– Началась школьная пора. После длительных летних каникул детям сложно включиться в учебный процесс. Как им помочь войти в «привычное русло»?
– Ну, во-первых, правильно заранее организовать режим дня, который будет максимально приближен к тому периоду, когда ребенок будет учиться. Если ребенок будет поздно ложиться и рано вставать, то о каком качестве обучения можно вести речь? На уроках он будет вялым…Нагрузка должна быть постепенной. С первых дней загружать ребенка уроками нельзя! Также не рекомендуется выполнять домашнюю работу перед сном – организм должен восстанавливать энергетический баланс. Первое время, конечно, надо помогать ребенку делать домашнюю работу. Но ни в коем случае не выполнять ее за него! Иначе ребенок к этому очень быстро привыкнет и не захочет учиться. Если у него что-то не получается, то ни в коем случае не  ругайте его и не критикуйте – это запрещенные приемы! Так можно выработать только негативное отношение к учебе. 
Я хотел бы подчеркнуть, что родителям надо больше уделять внимания своим детям: активно интересуйтесь, как ребенок провел свой день, что он интересного узнал, что у них было нового в классе, с кем он дружит или, наоборот, конфликтует. Многие сегодня полагают, что обучением и воспитанием их детей должна заниматься школа, а сами отстраняются от этого процесса. Это в корне неправильно! Проводите больше времени со своими детьми: гуляйте, посещайте выставки, музеи, активно отдыхайте. Но помните, что гиперконтроль тоже вреден. Ребенок должен учиться самостоятельности и ответственности за свои поступки. Воспитывайте его собственным примером. И еще любопытный момент. Учеными доказано, что ребенка надо эмоционально «поглаживать», обнимать не менее двадцати раз в день – это важно для его психологического здоровья.  Забота о ребенке должна проявляться в любом возрасте. Будьте ему лучшим другом, которому он будет всегда доверять!
«Молодежный телефон доверия»  - (8-8342) 47-06-05 -  работает с 18.00 до 22.00 часов ежедневно (без выходных и праздников). Несмотря на свое название за психологической поддержкой и помощью по этому номеру могут обратиться люди разных возрастов. Психологи никому не отказывают в консультациях. Звонок бесплатный и анонимный. Помните, что неразрешимых ситуаций не бывает!
 
Версия для печати Версия для печати